25 июня 2014 | Увлечения | Просмотров: 5,687

На тонкой нитке звука

17 июня в Александров заехал II импровизирующий фестиваль-гастролёр «МузЭнергоТур». Заехал по приглашению цветаевского музея и свой концерт, проанонсированный как джазовый фестиваль, давал в зале под сводами. Концерт длился 4,5 часа без перерыва, в истории зала это впервые. Хочется вспомнить, как это было.

Организатор, продюсер и ведущий концертов Юрий Льноградский (Дубна) рассказал историю возникновения фестиваля: музыкантов с подмосковного фестиваля «МузЭнерго» надо было довезти до Тывы. Решили взять автобус и ехать, останавливаясь и играя концерты. Дорога — более семи тысяч километров — заняла почти месяц. За это время из нескольких небольших коллективов сложился единый «МузЭнергоБэнд». Необходимость делить кров, трапезу, быт и время на сцене неизбежно привела к тому, что музыканты стали одной семьей. Они стали приглашать друг друга сыграть вместе. Импровизировали. В какой-то момент то, ради чего и задумывался «МузЭнергоТур», случилось само и без усилий: стала рождаться музыка. Возможность оторваться от привычных координат и поиграть участников настолько захватила, что второй «МузЭнергоТур» рассчитан уже на 40 дней: с 12 июня по 22 июля, из Москвы в Улан-Удэ. Мы застали фестиваль в самом начале, а что будет дальше, можно узнать на официальном сайте проекта и в социальных сетях. Участники будут меняться; тех, кто пройдет весь путь от начала до конца, единицы. Надо добавить, что многие участники тура не знают русского языка, что не мешает им общаться не только друг с другом, но и со зрителями. Прошлый тур закончился свадьбой бразильского музыканта и его поклонницы из России. Что будет на этот раз, не знает никто.

У нас выступали только мужчины из России, Швейцарии, Италии, Испании, Сербии, Франции. На каких-то выступлениях хочется остановиться особо, да простят меня остальные участники. Пожалуй, только команда из Воронежа была чересчур авангардной для неподготовленных слушателей (а таких в зале практически не было. «Публика фантастическая!» — восклицали музыканты. Вот что делает с александровцами регулярное слушание музыки на протяжении двадцати трех лет).

Открыл фестиваль Максим Анухин из Санкт-Петербурга, который играл на гуслях. Редкий случай: он окончил университет именно по этой специальности: «исполнительское мастерство на гуслях звончатых». Игра на гуслях называлась гудьбой, поэтому он взял себе псевдоним Гудимир. Гусли используются в ансамблях и оркестрах народных инструментов, но там они не раскрываются в полной мере. К нам приезжали Елена Фролова и Татьяна Купреянова, которые аккомпанируют себе на гуслях. Максим играет музыку, написанную композиторами специально для этого инструмента, но это музыка ХХ века. Гусли — некоммерческий инструмент, и сейчас композиторы для них не пишут. Жаль, потому что музыка совершенно русская, звонкая, радостная, сказочная. Максим много гастролирует и доносит до разных народов гусельное звучание.

Гитарист Ален Блесин (Франция) — единственный, кто участвует в обоих турах от начала до конца. Неоднократно выступал в России. По словам организатора, именно Ален показал другим, что спонтанное совместное творчество куда важнее подготовленных и продуманных концертов фиксированным составом. У нас он выступил с итальянскими басистом и барабанщиком, с которыми познакомился в автобусе. Я их обозначила «самая романтичная команда» — это музыка предчувствий и касаний. Рождение звука, рождение чувств — всё так похоже и близко. Алена проводили овациями. А потом градус зрительского внимания к музыкантам только нарастал, народ все прибывал, ставили дополнительные стулья, к концу концерта некуда было не только сесть, но и встать. Как сказал Юрий Льноградский, музыканты теперь всё будут сравнивать с Александровом, и тоже неплохая аудитория в какой-нибудь Тюмени будет чувствовать себя оскорблённой.

Принимали действительно на ура, мы увидели и узнали столько нового! Например, каталонец Марк Эжеа играл на колёсной лире. У нас этот инструмент попроще и менее функционален, используется как аккомпанемент для духовных стихов. Инструмент Марка осовремененный, с дополнительной клавиатурой, и он творил чудеса: левой рукой играл на флейте, правой на лире, ногой отбивал ритм, а в паузах пел. Естественно, публика была в экстазе.

Очень понравился гитарист Франц Хеллмюллер (Швейцария), который играл с разными составами, и с гуслями в том числе. Играет он просто самозабвенно. Ему первому подарили цветы — растрогал он женские сердца.

Нельзя не сказать о Валерии Толстове (Армения/ Швейцария). Он настоящий гражданин мира, и в его коллективе играют музыканты разных национальностей. В основе композиций — армянская народная музыка. Толстов — прекрасный мелодист, играет на этнических инструментах, вдохновенно импровизирует, сыграл для нас с разными составами, сам играл на рояле, флейте, дудуке.

Закрывал фестиваль сербский квартет Eyot, их лидер Деян Илиич просто бог рояля. У меня к этому моменту уже произошло расширение сознания, восприимчивость повысилась, и можно было послушать что-то еще. Но Юрий сказал, что традиционного джема не будет, потому что чисто физически всех музыкантов не разместить на одной сцене. Вечерний джем предполагался в музейном сквере, но погода не благоволила, весь фестиваль прошел в зале под сводами.

На память можно было взять автограф, купить диски, сувенирную продукцию. Люди еще долго не расходились, общались. В зале были замечены местные музыканты, наверно, им было что обсудить с гостями и друг другом. В общем, это было круто, незабываемо, непередаваемо!

Юрий Льноградский пообещал нам, что на следующий год «МузЭнергоТур» Александров не минует. И это отличная новость.

Галина АХСАХАЛЯН,
фото автора.

Оставить комментарий

Добрый день!

Вы зашли на сайт начинающих и вполне себе начавших журналистов. Читайте, пишите комментарии и письма, участвуйте в опросах. При желании можно стать автором или фотографом сайта. Всё зависит от вас!

Опросы

Нужен ли Александрову краеведческий музей?

Посмотреть результаты

Загрузка ... Загрузка ...

Архив

Метки

Посетители

Вход

Партнёры