31 октября 2015 | Город и мы | Просмотров: 6,815

День непрерывного творчества

18 октября Лаборатория науки и творчества пригласила детей с родителями в арт-мануфактуру, чтобы попробовать делать разные интересные штуки своими руками. Типография, акваколористика, китайская живопись, фризлайт, 3D ручки, мультимедиа — эти мастерские каждый ребенок мог посетить за четыре часа.

Народу пришло не просто много, а очень много — человек сто детей и взрослых. Все собрались в большом холле, организатор Лиза Харченко рассказала о предстоящем дне и представила своих помощников. Детям повязали цветные ленточки на запястья — таким образом они разбились на команды. В командах выбрали лидеров. Всем выдали маршрутные листы, и мы отправились по мастерским.

В нашей группе было 15 человек и в остальных — не меньше. Поэтому не хватало стульчиков, кисточек и т.д. Но хозяйки мастерских очень быстро решали возникающие проблемы, всех детей усадили, и занятия начались. Первой у нас была типография, которую вела Маша Орлова. Мы узнали, что раньше книги печатали вручную с помощью зеркальных букв-литер. Буквы раздали готовые, но дети постарше могли их вырезать сами из пенополиуретана. Потом буквы надо было намазать краской и напечатать слово. Понятно, что не все дети сделали это аккуратно, кто-то испачкался краской, но она легко отстирывается.

Из типографии мы отправились на оригами (эту мастерскую открыли дополнительно, чтобы всем детям хватило места). Делали кораблик и лодочку. Оригами мой ребенок увлекается давно, поэтому она знала, что делать и как. Сделала все первой и потом раскрашивала свою флотилию.

«А сейчас мы будем рисовать на стенах!» — объявила Лиза. 80 квадратных метров стен было оклеено бумагой, детям раздали фломастеры, карандаши, мелки, и они начали увлеченно творить. В течение дня можно было подходить к стене и добавлять новое изображение. Кто-то очень хорошо рисовал, а кто-то удачно подписывал свою работу, мне запомнилось нечто с названием «Не сикось и не накось». А еще по холлу ездил робот Деревяка и пел песенки за монетку.

Следующей была мастерская акваколористики. В банку с водой кисточкой или шприцом надо было осторожно опускать краску, и она расцветала в воде причудливыми узорами — кораллы, медузы, водоросли… В большом аквариуме это смотрелось еще красивее. Но не все внимательно слушали ведущих, кто-то перемешивал воду в банке, и тогда вместо красоты получалась серо-буро-малиновая жидкость. Кисточек снова не хватило, можно было передавать кисточки друг другу (многие так и делали), а кто-то захватил кисточку и никому ее не отдал.
Показ авторских мультфильмов, можно сказать, провалился — детей было много, поэтому в зале было шумно. Лиза общалась с первыми рядами зрителей, а задние ряды жили своей жизнью. Мультики мы смотрели в спортзале, поэтому самые шустрые дети перебрасывались обручами, висли на шведской стенке и всячески мешали. Один мальчик поднял над собой обруч и бубнил: «Это мой купол тишины». Лучше бы он молчал, ей-богу.

Вышли мы в холл — а там печенье, конфеты, чай. Всё было моментально выпито и съедено, и дети снова разошлись по мастерским. Пока мой ребенок писал китайскими иероглифами «Мама, я тебя люблю», я поговорила с Елизаветой Харченко.

— Как родилась идея такого праздника для детей?
— В конце сентября мы собрались в нашей лаборатории и обсуждали, что место хорошее, а мы его до конца не используем, и многие не знают о нем. Я задумалась, что провести, чтобы заинтересовать как можно больше ребят. Я много работала волонтером на разных фестивалях: на анимационном фестивале в Москве, волонтёрила в Чехии, и мне пришла в голову идея: сделать экспериментальный праздник и провести на нем интересные необычные мастер-классы, с которыми я уже сталкивалась и которые мы проводили с небольшими группами детей. И организовать это в форме квеста, чтобы ребята могли посетить не одно мероприятие, а сразу несколько. Мы пригласили волонтеров — это студенты анимационного колледжа при ВГИК. Маша Орлова у них преподает, она кинула клич: кто хочет поучаствовать, попрактиковаться? Откликнулось порядка десяти человек. Мы пошли на риск: я не знала, как это будет, сколько придет детей.

— Вы не ограничивали ни возраст детей, ни их количество?
— Мы ограничили возраст 5+, но были ребята младше. Получилось то, что получилось, это первое экспериментальное мероприятие — репетиция нашего большого фестиваля. В конце ноября мы хотим провести фестиваль мультфильмов. На каникулах будет большой фестиваль мультфильмов в Москве, я там тоже буду волонтёрить, мы будем вести мастерскую рисованной анимации. И я хочу тот формат перенести сюда. Здесь будет несколько мастерских анимации: песочная, рисованная, предметная, лего-анимация. Задача этого мероприятия была — сформировать команду ребят, которые могут проводить подобные мероприятия.

— Многое получилось. Но детей пришло больше, чем вы планировали.
— Да, мы не знали, как подействует информация.

— А как вы оповещали всех?
— Повесили объявление ВКонтакте, приглашали своих знакомых, прошли по нескольким школам, повесили там объявления. Мы просили всех заранее записываться, и по записи у нас 35 человек. А оказалось намного больше. Но мы были готовы и открыли дополнительную мастерскую — оригами.

— Я заметила, что дети здесь учатся, в том числе, коммуникациям. Во многих семьях один ребенок, который к тому же не ходит в садик. Он не просто работать в команде — он налаживать контакты не умеет. Попросить листочек у соседа ему трудно. Здесь это проигрывается много раз, и дети понимают, что надо попросить другого.
— Сейчас наблюдается тенденция — детям сложно друг с другом контактировать. Есть индивидуальное развитие ребенка: он учится, что-то узнает в компьютере. Ему в меньшей степени нужно живое общение. Игра во дворе с соседями — это элементарные коммуникативные навыки, которые во многом утеряны. На занятиях мы наблюдаем, что детям сложно делать что-то вместе. Но такие вещи, как развитие коммуникативных навыков, не провести за одно мероприятие. Нужен цикл занятий. Это уже профессиональная педагогика: как идет формирование и развитие группы, как дети общаются, как в какой-то момент наступает кризис. Как они этот кризис преодолевают и приходят к команде, способной решать какие-то проблемы сообща. На фестивале мультфильмов мы столкнулись с тем, что ребята перемещаются хаотично. У нас была концепция: чтобы они были командой и командой перемещались. Может, нам не хватило договоренностей между собой или места, но концепция была именно такой. Одна из команд у нас была из учеников воскресной школы, и она довольно цельно проходила этапы.

В перерыве между мастерскими Лиза устроила активную пятиминутку. Детей стало заметно меньше. На фризлайте нас уже десять, а не пятнадцать, многие успевают «порисовать» дважды. Фризлайт — красивое, прямо-таки волшебное направление в фотографии. В темной комнате дети по очереди «рисуют» фонариком фигуры, а фотограф снимает их. Потом все смотрят, что получилось. Мастер очень ловко дорисовывала нашим ангелочкам крылышки, а сами дети рисовали сердечки, цветочки, пробовали писать буквы — но их надо писать зеркально, без тренировки ничего не получится.

На 3D ручки и мультимедиа мы не попали — впечатлений и так было через край. Посмотрели, как пользуются ручками другие дети, что у них получается (объемные фигурки из проволоки). Интересно, я ни разу такого не видела.

С четырех до пяти мы гуляли, обедали, отдыхали и снова вернулись в Лабораторию — на игротеку и ТРИЗ. Остались самые стойкие — человек пятнадцать. Первый час мы играли в разнообразные настолки, а второй посвятили мозговому штурму. Занималась с нами Наталия Комольцева, тренер курса «Учись мыслить смело» (версия ТРИЗа для детей). ТРИЗ — это теория решения изобретательских задач, которая была придумана в советское время как система обучения изобретателей. Сначала это была система образования исключительно для инженеров. Потом она стала проникать в школы. Занятия по изобретательству состоят из нескольких моментов.
1. Тренировка воображения, развитие креативности.
2. Обучение решению изобретательских задач.

Мы начали с тренировки воображения. Рассматривая друдлы (картинки, которые можно по-разному интерпретировать), мы говорили, что нарисовано на картинке. Потом Наташа показывала нам творения безумного фотографа, которые соединил две картинки. Мы видели одну часть, надо было догадаться, что изображено на второй, задавая вопросы. Это оказалось нелегким делом, но мы разгадали все и перешли к изобретательским задачам.
Они бывают трех видов:
1. Конструкторские задачи. Например, у вас есть пластиковый стаканчик и три палочки, придумайте как можно больше игр с этими предметами.
2. Задачи-объяснялки. Попробуйте объяснить, зачем киты заплывают в пресные реки.
3. Задачи-проблемы, которые надо решить.

С задачами дело пошло совсем туго — и опыта нет, и усталость сказалась. ТРИЗом мы бы еще с удовольствием позанимались, но не в конце такого бурного дня. Да и время вышло, пора было собираться домой.
Подводя итоги: отличный день, узнали много нового, познакомились с интересными людьми, почувствовали себя командой, решая изобретательские задачи.

Галина АХСАХАЛЯН,
фото Владимира ЛЕУСЬКОВА.


Впервые опубликовано здесь

Оставить комментарий

Добрый день!

Вы зашли на сайт начинающих и вполне себе начавших журналистов. Читайте, пишите комментарии и письма, участвуйте в опросах. При желании можно стать автором или фотографом сайта. Всё зависит от вас!

Опросы

Нужен ли Александрову краеведческий музей?

Посмотреть результаты

Загрузка ... Загрузка ...

Архив

Метки

Посетители

Вход

Партнёры