28 октября 2015 | Увлечения | Просмотров: 2,534

Юрий Розум знает, где рождается искусство

Екатерина Макулова и Ольга Григорьева

Екатерина Макулова и Ольга Григорьева

12 октября Александровскую детскую школу искусств имени В.В.Зубова посетил Юрий Розум — пианист, народный артист России, профессор, заведующий кафедрой специального фортепиано РАМ им. Гнесиных, Президент международного благотворительного фонда, известного как Фонд Юрия Розума. С ним приехали стипендиаты и друзья фонда, а встреча состоялась в рамках фестиваля «Где рождается искусство».

С утра Юрий Розум занимался с учащимися, прослушивал их, разговаривал с педагогами. Днем состоялся круглый стол с участием руководства района, представителей управления образования, отдела социальной защиты населения, школы искусств. Встреча завершилась гала-концертом. Сначала выступили хозяева, затем стипендиаты, друзья фонда и сам Юрий Розум. Открывая концерт, Юрий Розум сказал: «Фестиваль задуман как знакомство нашего фонда и многих музыкальных школ России. Это взаимный интерес и намерение сотрудничать. Я думаю, что ваша потрясающая школа, которая на нас произвела огромное впечатление, станет одним из наших партнеров. Где рождается искусство — вопрос риторический. Сейчас, на этой сцене, оно и будет рождаться».

Александровскую ДШИ представляли Екатерина Макулова и Ольга Григорьева (домра), Инна Дударенко (скрипка). Потом играли стипендиаты фонда — хорошо, очень хорошо. Но когда за рояль сел мастер и заиграл Шопена, по залу разнесся вздох — настолько это было изящно, легко, проникновенно! До него в нашем зале рояль так ни разу не звучал. Были долгие несмолкаемые аплодисменты, и Юрий Розум сыграл на бис, а потом ответил на мои вопросы.

— Несколько слов о вашем фонде. Что способствовало его возникновению — может быть, какая-то личная история?
— И личная история, и долгая гастрольная история. Я сталкивался с ситуациями, когда талантливый ребенок, которого не поддержали вовремя, очень быстро скатывался по наклонной плоскости. Его талант начинал его же сжигать, потому что талант — это невероятная внутренняя возможность, но не гарантия созидания. Созидательное может стать разрушительным, если его не подхватить, не направить, не увлечь творчеством. Эти случаи меня каждый раз очень ранили — а я ездил много по стране, десятки знаю таких судеб. И мне всегда хотелось создать какую-то организацию, чтобы таким ребятам помогать. В тех маленьких городах, где они жили, зачастую в неблагополучных семьях, у них перспектив практически не было. Поводом для создания фонда стала наша дружба с Загорянской музыкальной школой Щёлковского района.

Мы с ними подружились по соседскому принципу — у меня там дача. Познакомились, стали устраивать концерты-встречи. Они ютились в бывшем детском саду, им Санэпиднадзор уже практически запретил там заниматься, и они были на грани закрытия. А атмосфера была очень хорошая, я любил с ними встречаться, играть, несмотря на то, что крыша текла, на рояль капало. Мы так подружились, что на одном из концертов они заявили: «Юрий Александрович, мы решили носить ваше имя. Решение уже принято, соглашайтесь». Со мной встретился глава Щелковского района и сказал: «Соглашайтесь, я вас поддержу. Иначе школа закроется, а ей 40 лет». Так, с помощи Загорянской школе, 12 апреля 2005 года возник международный благотворительный фонд Юрия Розума. Я кинул клич по всем своим друзьям, в попечительский совет вошли американцы, немцы. Я тогда много гастролировал и жил больше за рубежом, чем в России. У меня было огромное количество концертов — более сотни в год, в Австралии я являлся адъюнкт-профессором. На один месяц в году приезжал туда на мастер-классы, экзамены, концерты. В России я практически не жил. Но когда появился фонд, мне пришлось менять географию, потому что фонд требовал все больше участия.

Поначалу было всего 10 стипендиатов. Мы начали с небольшого ежегодного фестиваля «Звёздный», сейчас это международный фестиваль искусств. Он стартует в Звёздном городке — потому что Звёздным городком Щёлковская земля известна на весь мир. В фестивале участвуют и состоявшиеся звёзды — я туда возил Гвердцители, Баскова, Диброва, Никаса Сафронова, Соткилаву, ансамбль фламенко из Севильи Carmen de Torres, филармонические оркестры. Кого только за 11 лет фестиваля там не было.

— Как вы находите детей, которые становятся участниками фестиваля и вашими стипендиатами?
— Основной отбор происходит в конце учебного года в Москве. Направления: все инструменты оркестра, фортепиано, народные инструменты, голоса: народные и классический вокал. Мы собираем солидную комиссию из профессоров, доцентов, ребята играют. Это самый прямой путь в наш фонд. Кто не может приехать, присылают DVD-записи. Если что-то очень яркое, мы можем и по записи взять.

— А у вас есть помещение, чтобы они жили и учились в Москве?
— У нас нет своего помещения, мы поддерживаем их там, где они учатся, высылаем туда стипендию. Многие иногородние, очень одаренные ребята живут в интернатах ЦМШ, Гнесинки. Мы рекомендуем прослушать и взять ребят в эти заведения с правом проживания в интернате.

— Для детей из провинции это возможность стать хорошим концертирующим музыкантом?
— Мы к этому стремимся. Мы хотим создать талантливым ребятам условия, чтобы они могли извлечь максимум из своего таланта. Таланту нужна и материальная поддержка, и творческая, и еще мы их обучаем очень важному — отношению к своему искусству. Мы помогаем ребятам понять значимость их профессии, потому что это та профессия, которая может изменить жизнь. Талант — это не просто возможность хорошо играть, это определенное предназначение, данное Богом, судьбой, которое может помочь изменить мир к лучшему. Ребенок, если он играет осознанно, чтобы помочь кому-то: своему сверстнику, который живет в сложной ситуации; сироте, воспитаннику детского дома, исправительной колонии, больному ребенку; когда он играет для того чтобы приобрести для этих детей лекарства или оборудование и видит, как его искусство помогло кому-то увидеть мир, услышать мир, встать с больничной кровати, он тогда начинает по-другому относиться к своему искусству, своему предназначению. Важно с самого начала привить им правильное отношение.

— К нам вы приехали по приглашению Школы искусств?
— Нет, мы созвонились и предложили провести фестиваль «Где рождается искусство» в вашей школе. Получили согласие. Фестиваль в этом году уже прошел в восьми городах, а за всю историю — в десятках городов. В графике мастер-классы по нескольким направлениям: обычно это скрипка, фортепиано, вокал. Иногда бывают другие инструменты. Обязательно встреча с педагогами и дискуссия, потом разговор о фонде — что мы делаем и как. Все это завершается гала-концертом, где играют местные ребята, стипендиаты, друзья и партнеры фонда, я заканчиваю концерт.

— Центральное телевидение поддерживает вас, как-то освещает вашу деятельность?
— Никак. У нас же все коммерческое. Даже канал «Культура» приглашает определенных музыкантов. Мне говорят: «У вас такие концерты! Такие программы!» Вы не представляете, какого уровня Звёздный фестиваль. Он проходит во Дворцах культуры Московской области. Местные СМИ приходят, центральные не были ни разу. Если приезжает кто-то из моих друзей-иностранцев, они говорят: «Это фестиваль для Берлинской филармонии! Для зала имени Чайковского! Почему он нигде не освещается?» У нас нет денег на это. Если появляются дополнительные средства, мы их тратим на детей.

— А сколько стипендий вы выплачиваете ежегодно?
— В лучшие финансовые годы было до 80 стипендиатов, сейчас 50. Мы ни разу не задерживали выплаты, несмотря на кризис. Стипендии от полутора до пяти тысяч рублей. Очередь огромная к нам. В основном музыкальные фонды — это концертные агентства. Они устраивают концерты для детей и не несут никакой ответственности ни за их воспитание, ни за их обучение. Я за концерты, но в ограниченном количестве. Ребенку в этом возрасте надо больше накапливать, чем расточать. Они должны привыкать к сцене, общаться с публикой, но не по 10-15 концертов в месяц. Это разрушает ребенка. Поэтому мы дозированно можем набрать ребят, и если появляются деньги, мы даем их кому-то из списка кандидатов, а не на пиар. Надеюсь, когда-нибудь у нас хватит денег и на то, и на другое.

Галина АХСАХАЛЯН,
фото автора и Сергея КОСТЯКОВА.

Впервые опубликовано в газете «Уездный город А», № 42 от 28 октября 2015 г., и на сайте газеты.

Один комментарий к записи Юрий Розум знает, где рождается искусство

Галина

29 ноября 2015 в 21:42

Видели сегодня Юрия Розума по телевизору, среди зрителей телевизионного конкурса юных талантов “Синяя Птица”. К нему обратились с просьбой помочь юному дарованию - это был пианист Арсений Ланин из Нижнего Новгорода, 12 лет. Мальчик играл хорошо! Юрий Розум преподает специальное фортепиано, просьба заключалась в том, чтобы позаниматься с мальчиком. Надеюсь, вопрос решится положительно!

Оставить комментарий

Добрый день!

Вы зашли на сайт начинающих и вполне себе начавших журналистов. Читайте, пишите комментарии и письма, участвуйте в опросах. При желании можно стать автором или фотографом сайта. Всё зависит от вас!

Фестиваль детской книги

Get the Flash Player to see the slideshow.

Опросы

Любите ли вы зиму?

Посмотреть результаты

Загрузка ... Загрузка ...

Архив

Метки

Посетители

Вход

Партнёры