6 сентября 2017 | Галерея | Просмотров: 1,757

​Русский Север Алексея Панина

Алексей Панин (слева) и Авет Тавризов

Алексей Панин (слева) и Авет Тавризов

31 августа в зале камерной музыки литературно-художественного музея Марины и Анастасии Цветаевых открылась выставка графики члена Союза художников России Алексея Панина. Выставка внеплановая, будет работать всего неделю — тем интересней рассказать о ней.

Основу выставки составили наброски из летней поездки на Север: Псков, Изборск, Копорье и другие старые города. Это рисунки фломастером: «честные, интересные, живые, уверенные». Художник рассказал, почему выбрал именно такую технику: «Вы помните, какая этим летом была погода. Полчаса дождь, полчаса солнце и опять дождь. Я пытался писать маслом, взял этюдник, холсты. Но дожди помешали. Купил маркер, папку бумаги, и это оказалось очень удобно. Там некогда было раздумывать, копаться в деталях, было важно быстро схватить композицию. Мне сказали, что стильные работы получились. Захотелось побольше заниматься набросками».

На стене у рояля три законченных работы. Правая и левая работы недавно вернулись со Всероссийской выставки в Архангельске. Выставка проходила с декабря прошлого года по март этого года. Работа «Великий Новгород. Зверин монастырь» попала в альбом, который напечатали в Архангельске. Посредине работа, которая была на областной выставке. Это утро на озере Неро. Обычно озеро спокойное, а тут появляется ветерок, качает лодки.

На открытии присутствовал Заслуженный художник России, автор первой экспозиции в цветаевском домике Авет Тавризов, который так отозвался о работах: «Алексей отразил состояние своей души, которое ведет человека всегда вперед и поднимает его над землей. Его наброски глубоки и чисты. Видно, что человек чистый, честный и порядочный. Над станковыми работами он работал месяц. Представьте, как в течение месяца меняется состояние души, а Алексей счастливо задерживает в себе состояние покоя. Оно взвешено в его душе. Это состоявшийся художник, профессионал».

Кстати, Алексей пришел на открытие выставки после напряженного трудового дня — сейчас он занимается экспозицией в цветаевском домике, которая откроется в октябре.
Мне удалось побеседовать с художником, который нечасто дает интервью, при этом много и плодотворно работает.

— Почему вам интересен русский Север?
— Началось все с 2008 года, когда мы приехали в Венгрию и попали в самое начало кризиса. Рубль так упал, что я загрустил. Уже привык 2-3 раза в год ездить на пленэры по заграницам. Жена сказала: «Не грусти, дорогой, покупаем машинку дешевую-старенькую, и я тебя повезу по местам моего детства». У нее детство прошло в Псковской области. Мне казалось, что это дальше, чем до Луны. На самом деле — 800 км. И произошла любовь с первого взгляда. Когда Света показала в Псково-Печерский монастырь, это был такой восторг, такое удивление! Я подумал: зачем заграница, когда тут столько красоты. Заграница хорошая, но для меня она слишком слащавая. А тут все настоящее — даже в полуразрушенном состоянии. И потом, я могу домыслить, как это было. С 2009 года мы постоянно ездим на Север.

— Сколько дней вы провели в путешествии?
— 20 дней, начали с Изборска, потому что это было связано с моей выставкой, потом Печоры-Псков, Санкт-Петербург, Новгород, Старая Русса.

— А можно подробнее про выставку в Изборске?
— Служа в армии, это 1977-78 год, я познакомился с Юрой Мудровым. Он окончил искусствоведческий факультет Ленинградской академии художеств, у него был ребенок и через пару месяцев родился второй. Юра поехал в Псков к семье, а я остался служить. Мы дружили, и в шутку он мне сказал: «Ты пиши картины, я буду писать статьи, и нас обоих примут в Союз художников». Пути наши разошлись, а год или два назад я решил узнать, где сейчас Юра Мудров. Оказалось, он председатель искусствоведческой секции Ленинградского Союза художников. До этого был директором Псковского музея-заповедника. Мы начали переписываться, созваниваться, я рассказал ему о своих северных поездках. И он мне звонит: «Хочешь выставку — Псков, Изборск? Давай в Изборске сделаю». Мы взяли 50 больших работ — сколько вошло в машину. Приехали и в музее-заповеднике «Изборск» сделали выставку, нам выделили очень хороший зал. 23 июля состоялось открытие.

— Там только графика или живопись тоже?
— Половина графика, половина живопись.

— А тема, название?
— «Золотые города Алексея Панина». Там города северо-восточной Руси и Золотое кольцо: Ростов, Переславль-Залесский, Сергиев Посад, Александров. Из аннотации: «Картины создавались автором по итогам многолетних творческих поездок в самые удивительные и прекрасные города нашей Родины, преимущественно северо-западной и центральной России. Основой выставки являются произведения, выполненные в уникальной графической технике, редкие линогравюры более раннего творческого периода автора, ранее участвовавшие во многих Всероссийских, региональных, международных профессиональных выставках, художественных симпозиумах». Сделали красивую афишу, посетители довольны. Там иностранцев много, Эстония рядом, питерцы ходят.

— Дальше вы отправились в Санкт-Петербург?
— Да, Светлана хотела увидеть военно-морской парад. В Питере мы попали на репетицию, она ничем не отличается от самого парада, только Путина не было. На День военно-морского флота мы ездили в Кронштадт. Были в военно-морском соборе, совершенно замечательном сооружении, огромном, красоты неописуемой. Я таких еще не видел. Патриарх Кирилл провел службу, 90 % прихожан были моряки, красавцы в форме. Там было два жарких дня, я писал этюд на берегу Финского залива и обгорел. Семь этюдов я там начал делать, и все время мешал дождь. Пока были в Кронштадте, нас музейщики спросили: «А вы были в Копорье?» «А что это такое?» — переспросили мы. Посмотрели по карте — 90 км на запад. Поехали. Там крепость XIII века. Крепость в Изборске после реставрации, а та крепость нетронутая. Там надо фильмы снимать! Если такие крепости строились, какие там дела творились?! В Порхове совсем маленькая крепостица, а эта произвела сильное впечатление. После Копорья мы еще заехали в Сосновый бор — курортное место на берегу Финского залива. И поехали в Новгород. Новгород меня поразил обилием китайцев, китайских туристов там больше, чем новгородцев. Оттуда мы, обогнув озеро Ильмень, поехали в Старую Руссу, там курорт, вода целебная, грязи. В прошлом году мы там открыли удивительное место «Царская бочка». Сооружение, из которого хлещет фонтан метра два высотой. Вода холодная, солёная, прозрачная, со вкусом молока. На дне слой черной целебной грязи. Информации в интернете очень мало, но есть две дореволюционные фотографии. Там и цари были, и космонавты.

— Так это «Царская бочка» помогает вам поддерживать такую великолепную форму! Поздравляю вас с открытием новой выставки, спасибо за интересный разговор!

Галина АХСАХАЛЯН,
фото автора и Ирины СЕРОВОЙ.

Впервые опубликовано в газете «Уездный город А», № 35 от 6 сентября, и на сайте газеты.

2 комментария к записи ​Русский Север Алексея Панина

Галина

11 сентября 2017 в 13:45

По просьбам зрителей эта персональная выставка с полным названием “Северо-Запад Алексея Панина” к дню Российского флага будет продлена.

Галина

13 сентября 2017 в 12:23

Выставку перенесли в малый зал, и она там будет экспонироваться долгое время (примерно полгода).

Оставить комментарий

Добрый день!

Вы зашли на сайт начинающих и вполне себе начавших журналистов. Читайте, пишите комментарии и письма, участвуйте в опросах. При желании можно стать автором или фотографом сайта. Всё зависит от вас!

Опросы

Нужен ли Александрову краеведческий музей?

Посмотреть результаты

Загрузка ... Загрузка ...

Архив

Метки

Посетители

Вход

Партнёры