15 ноября 2017 | Увлечения | Просмотров: 3,679

Надежды маленький оркестрик

9 ноября в литературно-музыкальной гостиной Александровской центральной библиотеки было многолюдно. Зрители собрались на бардовский концерт авторов-исполнителей из Москвы — Татьяны Сас и Дмитрия Григорьева. Основная цель встречи — запись программы «Третий автор» для «Бард-радио». Ведущий — Александр Фёдоров, звукооператор — Николай Романов. Программе исполнился год.

Что означает название «Третий автор»? Есть автор слов, есть автор музыки (иногда это один человек). А когда песню берёт исполнитель, пропускает ее через себя, рассказывает свою историю — это третий автор. Формат программы: короткий вопрос, короткий ответ, песня. В таком формате мы и собирались прожить час с небольшим. Но случилось непредвиденное: многократный трезвон мобильных телефонов, которые зрители не знали, как выключить, внезапный уход зрителей вынудили переписывать отдельные песни. Когда исполнителю приходится трижды начинать песню, становится страшно неловко за город. Татьяна Сас — глубокий, думающий, чуткий человек; Дмитрий Григорьев — гитарист-виртуоз, талантливый композитор; Александр и Николай, корреспонденты бард-радио, стараются сделать эти встречи максимально наполненными. Хотелось бы и от зрителей душевной чуткости.

Предлагаем вашему вниманию фрагменты диалога Александра Фёдорова и Татьяны Сас.

— Кто такая Татьяна Сас? Где родилась, где училась?
— Я родилась в Москве и живу в Москве, на семь лет уезжала в Питер, чудесный город. У нас с ним день рождения в один день. Училась много где. Если говорить про авторскую песню, всё началось со школы-студии Дмитрия Дихтера и Галины Крыловой в 1989 году. Я там отучилась и немного работала, а потом окончила специальный курс бардовского мастерства в ГИТИСе (сейчас РАТИ). Курс создавался с мечтой — создать театр авторской песни. Мечта так и не воплотилась. Но образование мы получили интересное, педагоги ГИТИСа преподавали нам актерское мастерство, руководителем мастерской был Юрий Лорес. Там были уникальные педагоги старой классической школы.

— Как ты пришла к авторской песне? Что послужило толчком?
— Было несколько капель, скажем так. Петь я хотела всегда, пела везде, где только можно. Когда бабушка вела меня в парк гулять, мне хоть бы что-нибудь найти, чтобы это была сцена. Прочитать стихотворение, спеть песенку. Люди уже знали, что сейчас выйдет девочка Таня, слушали и бросали с балконов конфетки. Потом я пошла в школу. Однажды в школу пришла руководитель вокального кружка из Дома пионеров. Мы с ней самые разные произведения разучивали. Готовились к патриотическим конкурсам и в числе прочих выучили песню Берковского «Вспомните, ребята». Мне не очень тогда эта песня нравилась, но мы выиграли городской смотр-конкурс, получили мега-приз. Это был первый звоночек.

Потом эта же девушка, руководитель кружка, принесла нам послушать кассету Иващенко и Васильева. Самой популярной тогда была «Песня протеста». Это был второй звоночек. «Коготок увяз — всей птичке пропасть». А третий звоночек был, когда она повела нас на концерт неизвестного тогда Евгения Клячкина. Огромный зал МИСИСа битком, меня просто вдавило в кресло. На песне «Детский рисунок» — слёзы градом. И всё. С тех пор я стала осознанно искать, где дают этот жанр.

— Расскажи о своем аккомпаниаторе, прекрасном гитаристе Диме.
— Диму я знаю очень давно. Мы можем жить в разных городах, долго не встречаться, не созваниваться, но я знаю, что он в моей жизни есть и он мой друг. Он замечательный гитарист и замечательный композитор, пишет произведения для гитары совершенно волшебные.

— Татьяна, а тебе не хотелось самой написать стихи к песне?
— Конечно, искушения были. Но все мои попытки завершились одним-единственным произведением. Когда мы учились в ГИТИСе, у нас был курс поэтики и стихосложения, читал его Сергей Каплан. Всех — авторов, исполнителей — учили основам стихосложения и давали задания что-то писать. Через три месяца зачёт, надо написать стихи, а у меня ничего. В ночь перед зачётом я не могла уснуть и что-то поймала. На зачёте взяла стульчик, встала на него и с выражением прочитала:

Если б я была мальчишкой,
Я б курила и пила.
Впрочем, что же я, ей-богу —
Я и так курю и пью.

Мне поставили зачёт и сказали: «Никогда больше не пиши». И это правильно. Каждый должен своим делом заниматься.

— Передача называется «Третий автор». Когда ты берешь к исполнению чужое произведение — свою ли историю ты рассказываешь?
— Непростой вопрос. Конечно, я о чем-то своем. Конечно, мы во многом совпадаем с автором. Но ощущения, эмоции мои. Наверно, случился или нет третий автор, должна решать публика. Есть много примеров, когда мы вроде бы знаем автора, но не запомнилось, не понравилось, а потом кто-то спел — и случилось. Тогда этот человек — третий автор.

— Как ты находишь песни? Что должно случиться, сложиться, чтобы ты ее взяла себе?
— Я очень критична к текстам. Надо, чтобы это была хорошая поэзия. И что-то, что с тобой перекликается. На какие-то фибры души благостно падает. Бывает, что послушаешь концерт, ничего особо не выделил, а потом второй, третий день ходишь, и что-то крутится в голове… Какой-то крючочек зацепил. И тогда начинаешь примерять к себе.

— Ты стараешься держаться ближе к оригиналу или стараешься переделать как-то?
— Не стараюсь переделать. Вложить свои эмоции, чувства — это святое дело. Тем исполнители и отличаются: на одно и то же мы реагируем по-разному, поэтому интересно слушать. Один так думает и чувствует, другой по-другому. Но переделать музыку, закривить ее к себе, потому что тебе тут петь неудобно — я лучше ниже спою, или слово неказистое автор написал, я лучше другое спою, — это точно не мой случай. Я считаю, это кощунство. Автор написал — выучи эти ноты и слова. Если ты считаешь, что сам талантливый, — сядь и напиши сам.

— Был в твоей жизни период — шесть лет — когда гитару на гвоздь. Что случилось? Нужно было переосмыслить что-то?
— Я так много времени этим занималась… А работала так, чтобы работа позволяла мне этим заниматься. А когда мне стало 30, задумалась: как жить дальше? Мама начала болеть, надо было содержать семью. Пошла, получила экономическое образование, стала работать бухгалтером. Жизнь наладилась, у тебя хорошая зарплата, достаточно большие возможности, но совершенно нет времени. Ты можешь поехать за границу отдохнуть, но и там ты ничего не можешь, твой мозг не в состоянии что-то делать, потому что занят зарабатыванием денег. Все есть, а счастья нет. И я опять все поменяла: теперь я не работаю бухгалтером и снова пою песни. Мало денег, но я счастлива. Нельзя предавать то, что тебе дано.

— Ты создала коллектив, квартет, который стал лауреатом Грушинского фестиваля. Есть разница между собственным исполнением и коллективным исполнением?
— Это два разных вида творчества. Когда ты занимаешься сольно, ты свободен, можешь воплотить что задумал, и не надо никому ничего объяснять. В коллективе всегда есть человеческий фактор, отсюда сложности. Вы по-разному смотрите на одно и то же произведение. Интересно, на самом деле, то и другое.

— Куда, по-твоему, идёт авторская песня?
— Я бы хотела надеяться, что она идет в правильном направлении. Для меня правильное направление — это продолжение традиций хорошей поэзии. Этот жанр научил меня любить настоящую поэзию. И я надеюсь, что он будет продолжать развивать вкус слушателей. Жаль, что мало появляется новых авторов. Миссия исполнителя: нашёл хорошего автора — пой. Есть хорошие авторы, но они неизвестны. И, к сожалению, это не Визбор, не Окуджава. Сейчас все уходят в профессионализм, но как только начинаются большие деньги, умирает искусство. Хорошее владение гитарой, хороший голос — это еще не всё. У нас синкретический жанр. Если нет души, ничего не получится.

— Ты преподаешь в московском городском центре авторской песни Александра Костромина. Чему ты учишь своих учеников? Чем вы занимаетесь?
— Многократными повторениями, упражнениями, тренингами. Это гитарная школа при центре авторской песни, класс исполнительского мастерства. Хотя бы три уверенных аккорда они должны уметь играть. Мы учимся быть естественными, выражать ситуацию, душу свободно. Боремся с комплексами, пытаемся смотреть на вещи шире, глубже, а на какие-то, наоборот, легче, с юмором. Всё, что знаю, всё отдаю. Среди моих выпускников много лауреатов и дипломантов различных конкурсов.

Татьяна пела в основном малоизвестные песни, и зрители не удержались — попросили спеть классику, «что-нибудь из Визбора или Окуджавы». Песню Окуджавы «Надежды маленький оркестрик» гости исполнили вместе с залом.

Татьяна и Дмитрий привезли диски, их можно было приобрести. Это только начало цикла встреч в рамках программы «Третий автор». До Нового года планируется еще две встречи. Следите за афишами на центральной библиотеке.

Галина АХСАХАЛЯН,
фото автора.

Впервые опубликовано в газете «Уездный город А», № 45 от 15 ноября 2017 г., и на сайте газеты.

Оставить комментарий

Добрый день!

Вы зашли на сайт начинающих и вполне себе начавших журналистов. Читайте, пишите комментарии и письма, участвуйте в опросах. При желании можно стать автором или фотографом сайта. Всё зависит от вас!

Опросы

Нужен ли Александрову краеведческий музей?

Посмотреть результаты

Загрузка ... Загрузка ...

Архив

Метки

Посетители

Вход

Партнёры

газонокосилка al ko
ak-rus.ru