14 февраля 2018 | Увлечения | Просмотров: 240

Буквица дивная, буквица красная

Студия «Микс» узнала, что в школе № 1 пройдет мастер-класс «Старославянская буквица» для учеников-иностранцев. Накануне этого события юнкор студии побывала в Александровском центре ремёсел и побеседовала с преподавателем, который проведет мастер-класс — Еленой Станиславовной Сердитенко.

— Как давно существует ваше учреждение?
— Центр ремёсел в 2018 году отмечает свое 25-летие, он был основан в 1993 году при Александровском художественном музее. Наше учреждение всегда привлекало к себе мастеров-ремесленников, начиная с вышивальщиц и заканчивая кузнецами. С самого начала у нас работала мастерская «Художественная вышивка», где преподавались техники «Владимирского шва» и уникальной «Александровской глади». Наши кузнецы тоже были мастеровитые: думаю, вы заметили на входе в Центр красивое кованое крыльцо, я не говорю уже о других произведениях, созданных ими.

— А вы давно здесь работаете?
— С 2015 года. Окончила Мстёрское художественно-промышленное училище (ныне — «Мстёрский филиал Высшей школы народных искусств»), работала в «Центре традиционной Мстёрской миниатюры», где писала шкатулки и иконы. Переехав с супругом в Александров, стала работать в Центре ремесел, именно там у меня появились первые ученики.

— У вашей мастерской есть название?
— Да, «Лаковая миниатюра и иконопись». Я обучаю ребят технологии русских художественных лаков, знакомлю с их историей. Иконы мы не пишем, поскольку на это необходимо благословление, однако на практике мы подробно изучаем различные приемы их исполнения, технологию и стилистические особенности письма.

— Какие способности нужны человеку, который хочет обучиться лаковой миниатюре и иконописи?
— В первую очередь — терпение и внимательность. Правильно поставить руку, добиться уверенной и красивой линии — дело практики. Терпению обучиться сложнее. Нетерпеливость губит всякую работу. Важно также погружение в тему, осознание ее. Любое изображение требует этого, иначе не достичь живости и глубины. Например, при написании образа святого иконописец обязан ознакомиться с его житием, проникнуться им. Таким образом, с работой словно ведется диалог. Не менее важно стремление к развитию и умение признавать свои ошибки.

— А что дают детям эти занятия?
— В первую очередь — мастерство и художественный вкус, становление своего собственного, авторского стиля. В процессе обучения ребята находят свой творческий путь. Кому-то полученные навыки помогут в дальнейшем связать свое творчество с лаковой миниатюрой и иконописью, а кто-то найдет себя в дизайне, иллюстрировании книг или в каком-либо другом деле.
Когда я поступила во Мстёрское училище, то на первых порах, на почве подросткового максимализма, меня посещало ложное ощущение однообразия данного стиля. Но очень скоро я поняла, насколько несостоятельным было мое суждение: ведь стиль русской лаковой миниатюры открыл мне огромный простор для творческого самовыражения. Немало авторских работ было мной написано, начиная с периода моего обучения до настоящего момента, и каждый раз это направление дарило мне новые творческие открытия.

— Как происходит набор в группу?
— По-разному. Особенно много желающих учиться ремеслам среди маленьких детей. Старшеклассников набирать в группы сложнее, связано это вовсе не с отсутствием у них интереса, а, в первую очередь, с учебой и дальнейшими целями, которые они ставят перед собой.

— Вы проводите выездные занятия?
— Да, мы сотрудничаем со школами, детскими садами, а также с центром социального обслуживания населения, участвуем во всех городских мероприятиях. Ежегодно выступаем на празднике Дня города, на фестивалях «Отчизны верные сыны», «Виват, Россия!», «50+», «Папоротник» и других. Участвуем мы и в областных мероприятиях, например, на Экономическом форуме в г. Владимире, где в числе других творческих коллективов представляем Александровский район. Мастер-классы разнообразны по тематике: это и лепка Дымковской игрушки, и создание традиционных кукол-оберегов, и, конечно же, рисование орнаментов и буквиц.

— Про буквицу можно чуть подробнее: я знаю, что скоро у вас будет мастер-класс для детей-иностранцев. Был ли у вас опыт работы с иностранцами?
— Личного опыта работы пока не было. Понимаю, что, несмотря на наличие переводчика, мастер должен быть готов объяснить иностранному гостю специфические термины, применяемые в его ремесле, которые переводчик может и не знать. Со многими вещами предстоит их познакомить. Ведь мы имеем дело с иным менталитетом, мировоззрением. Буквицы, инициалы используются и в зарубежной книжной графике, но у нас они зачастую несут не только информацию, но и смысл, символ. Например, буквицы в виде животных, смиренных, сплетенных друг с другом, символизируют укрощение человеческих страстей, а переплетающиеся растительные орнаменты говорят о взаимосвязи всего, что существует в мире. В церковных рукописных книгах можно также встретить немало буквиц, в которых запечатлены библейские мотивы и сцены.

— Вы уже решили, какую именно буквицу будете рисовать с детьми-иностранцами?
— Да, они будут рисовать первую букву своего имени в русском написании. Буквица будет выполнена в растительном стиле красной темперой. Надо сказать, что этот мастер-класс интересен как детям, так и взрослым, ведь буквица всегда и у всех получается уникальной.

— Вы рисуете с детства?
— Да, сколько себя помню.

— Вы рисовали всегда, а педагогика — это же другой талант. Как вы поняли, что детей можете научить тому, что умеете сами?
— Честно говоря, я долго в этом сомневалась. Когда-то мне казалось, что я — очень замкнутый человек. Но как только я приступила к обучению детей, тут же уловила одну простую мысль: я поняла, что нахожусь на своем месте, что передавать свой опыт детям — мое призвание. Постепенно я обнаружила в себе причины скованности и поборола их. В этом мне помогли и мои ученики, опыт занятий с ними. В воспитании детей так обычно и происходит: ты обучаешь их, а они, сами того не замечая, обучают тебя.

— Когда взрослый пишет икону, ему надо соблюсти пост, читать молитвы, испросить благословение. А если икону захочет написать ребёнок?
— Мы говорили со священнослужителями на эту тему. Безусловно, икону не следует писать без благословления. Иконы (прежде всего я говорю об исполнении лика) пишут зрелые люди, я не знаю случаев, когда это делали дети. Все-таки, икона не зря называется «богословием в красках». На занятиях мы знакомимся с технологией выполнения икон в новгородском и строгановском стилях, а когда человек созреет и решит для себя, что он может писать икону, он испросит благословения.

По дороге домой я думала о том, что город наш держится на людях, которые сохраняют и поддерживают жизнь традиций, бережно передавая их будущим поколениям. Это очень важно и правильно в нашем быстро меняющемся мире.

Говорят дети:

Варвара Ёлкина:
— Мне нравится ходить на рисование, потому что мы узнаём много нового и рисуем очень красивые картины!

Вика Балакирева:
— Я пришла учиться в Центр ремесел полгода назад, чтобы развить свои навыки рисования. После окончания школы я планирую обучиться реставраторскому искусству.

Ольга АХСАХАЛЯН,
фото автора.

Впервые опубликовано в газете «Александровский Голос труда», № 7 от 14 февраля 2018 г., и на сайте Александров.ру.

Оставить комментарий

Добрый день!

Вы зашли на сайт начинающих и вполне себе начавших журналистов. Читайте, пишите комментарии и письма, участвуйте в опросах. При желании можно стать автором или фотографом сайта. Всё зависит от вас!

Фестиваль детской книги

Get the Flash Player to see the slideshow.

Опросы

Какие у тебя планы на лето?

Посмотреть результаты

Загрузка ... Загрузка ...

Архив

Метки

Посетители

Вход

Партнёры