19 января 2011 | Галерея | Просмотров: 8,582

Полифония Валерия Морозова

О художнике Валерии Морозове я впервые услышала лет восемь назад, причем в музыкальном контексте. Потом вышло несколько поэтических сборников с его иллюстрациями. Неоднократно видела и слышала его на поэтических вечерах в библиотеке им.Горловского. Оставалось только встретиться и поговорить.

Встреча состоялась накануне Нового года в ДК «Космос» г.Пересвет, где Валерий Ефимович ведет изостудию для взрослых. Подготовка к празднику шла полным ходом: студия расписывала щиты, обрамляющие новогоднюю елку. Художник с сожалением оставил дела, чтобы поговорить. Оказалось — фальстарт, потому что в библиотеке им. Селиванова работает выставка Морозова «Диалог с современником». Конечно, я там побывала, отметив для себя, что он и в живописных работах — график, и что самые пронзительные работы — портреты близких. Кстати, работы в цвете я видела впервые.

— Прежде всего, я вас знаю как иллюстратора поэтических сборников. Вы любите стихи?
— Стихи люблю, да. В детстве я их выразительно читал и представлял все это в образах. Видимо, поэтому и обратился к иллюстрации. Я Ахматову люблю, Цветаеву, Блока. Люблю слушать, когда читают вслух. Есть желание сделать иллюстрации к Марине Цветаевой. Я ее впервые еще в машинописи прочел.

— А кого вы первого проиллюстрировали?
— Иван Кудрявцев и Владимир Сосин предложили мне сделать иллюстрации к стихам Владимира Смолдырева. Сделал несколько вариантов в цвете, но в то время типография не была готова их напечатать. Так они у меня и остались, а книжка вышла с черно-белыми иллюстрациями Татьяны Киселёвой.

Специфика книжной иллюстрации — маленький формат. Как удержать внимание зрителя? Не зря же Эль Греко и Модильяни вытягивали фигуры. Они условны. Я тоже придерживаюсь условного языка. У меня стилизованные, трансформированные предметы. Натуру я довожу до абсурда, до момента, когда она еле узнаваема. Предмет почти исчезает, остается ощущение. Люблю импровизировать. Читая текст, беру карандаш, делаю наброски, а потом начинаю прорабатывать.

— А было так, что вам предложили книгу проиллюстрировать, а вы отказались?
— Было. Дают читать — я читаю. И вижу банальности, повторы, стереотипы… Я должен зажечься. Должно совпадение быть, резонанс. Иначе скучно, и браться не стоит. Искра должна проскочить. А у автора должен быть несомненный талант.

— В детстве вы рисовали?
— Постоянно рисовал. О красках не знал, кисточку в руках не держал. Рисовал карандашом. Отец и мать с утра до ночи работали, я был предоставлен сам себе. Жили в бараке, жители были как одна семья, в выходные дни собирались вместе и пели. Мама моя хорошо пела, отец играл на балалайке. Я пробовал играть на балалайке, на баяне и на трубе, был горнистом и барабанщиком в школе, в пионерском лагере, запевалой в армии. И сейчас люблю классическую, оперную музыку, рок.

— У вас еще и педагогический талант. Были какие-то предпосылки к этому?
— Никогда я этому не учился. У меня учителя хорошие были. Первый школьный учитель Татьяна Николаевна до сих пор в памяти. Леонид Александрович Теребилин, педагог художественной школы в Дзержинске, — так сочно объяснял натюрморты, что слюнки текли! Иван Фёдорович Гришаев из художественно-промышленного училища в Павлово-на-Оке — научил культуре рисунка и сам был великолепным рисовальщиком. Георгий Александрович Богданов — учитель в области графики; цветовая широта восприятия — это воспитал Виктор Александрович Бундин, известный питерский художник. Я у него некоторое время жил, видел, как он работает.

— Когда вы почувствовали, что готовы поделиться знаниями с другими?
— После перестройки стали появляться студии, которые вели профессиональные художники. Потому что даже члены Союза художников не имели возможности заработать. В 1984 году я пришел работать в художественную школу на полставки. Ушел педагог, и меня пригласили попробовать. Тогда я еще не знал, что меня это так увлечет. Педагоги школы сами были хорошими живописцами и рисовальщиками и главное — имели возможность творчески работать. Мечта каждого педагога — иметь мастерскую. У нас ее не было, но были пустые классы. Сначала я вел уроки два раза в неделю: рисунок и живопись. Кроме этого, мы занимались композицией. Уровень в школе был хорошим, но занимались по методике абрамцевского училища 70-х годов, которую передавали из рук в руки. А жизнь-то меняется! К тому же методика не была адаптирована для детского восприятия.

Я подготовил «Азбуку композиции» и еще ряд методических пособий, их потом издали в журнале «Юный художник». Сначала выступал в разных городах России с этим материалом. Пенза, Москва, Нижний Новгород, Адлер, Сочи, Кемерово, Новосибирск, Киров, Кирово-Чепецк — обширная география! После этих выступлений мне предложили все это издать, пригласили на республиканский семинар в Новосибирске. Встреча педагогов из разных городов — такая подпитка, такое развитие мощное! Сейчас ничего этого нет, живем в замкнутом круге, это влияет и на методику, и на уровень преподавания — к сожалению, он упал.

— То, что вы когда-то вложили в детей, реализовалось?
— Да, многие выбрали профессию, связанную с рисованием. Маша Елизарова, модельер, занималась у Вячеслава Зайцева, выступала в театре моды года три или четыре, а сейчас со своей коллекцией гастролирует по России и всему миру. Катя Дорохова и Юля Остасевич, выпускницы нашей художественной школы, окончили питерскую Академию художеств. Настя Оболенская — известный дизайнер. Никита Александров окончил художественный институт, но до сих пор приезжает ко мне. Он талантливый скульптор и график. Преподает, пишет кандидатскую диссертацию.

— Вы стольким занимались в жизни! Либо вы все делаете быстро, либо вы человек очень организованный. Как вам удалось столько всего осуществить?
— У меня такое ощущение, что я далеко не все осуществил. Есть еще идеи в запасе. Со зрением только начались проблемы, поэтому графикой не занимаюсь. А так я трудоголик, все время в работе. Либо преподаю, либо пишу. Когда пишу, я погружен в себя, в это пространство, отдаю ему все силы.

— Как вы восстанавливаетесь?
— Восстанавливаюсь быстро. Очень помогает лес. И музыка. У меня много композиций, связанных с соснами, потому что в окрестностях Дзержинска сосновые леса. Я там отдыхаю и набираюсь энергии. Конечно, отдыхаю в семье. Как говорил Толстой, лучший отдых — это смена деятельности. Переключаюсь, например, на театральные декорации. Я разработал и исполнил декорации к трем спектаклям детского народного театра «Сказка» в Пересвете, получил огромное удовольствие!

Галина АХСАХАЛЯН,
фото Элианы ГУНИНОЙ.

Наше досье:

Валерий Ефимович МОРОЗОВ
Родился 12 февраля 1944 в г. Дзержинске Горьковской области.
Образование: художественное училище в городе Павлово-на-Оке (график) и ЛВХПУ им. В.И. Мухиной (дизайнер).
Работа: ведущий инженер ВНИИ игрушки, преподаватель детской художественной школы N 1 (Сергиев Посад, с 1984), изостудий в ДК им.Гагарина (1984-1994), в клубе «Огонёк» (1994-2004), изостудии для взрослых «Рассвет» (Пересвет, с 2005 года). Член Союза художников России с 2003 г.

Работает в области книжной иллюстрации, в жанрах пейзажа, натюрморта и портрета в разных графических техниках. Выполнил иллюстрации к поэтическим сборникам «Белый свет» И.Кудрявцева, «У каждой птицы голос свой» В.Евдокимовой, «Родники» Н.Братишко, «Свеча негасимая» В.Голубева, «День ангела» Л.Лукашиной, «Запасная планета» А.Чикова. Участник выставок, в том числе персональных, с 1968 года. Работы хранятся в частных коллекциях.
Семья: жена, две дочери, два внука.

7 комментариев к записи Полифония Валерия Морозова

Оля Р

21 января 2011 в 8:51

Класс, Валерий Ефимович всё тот же!

Котомина Ольга

20 февраля 2011 в 18:11

Как приятно увидеть своего педагога в добром здравии…И действительно, Валерий Ефимович, всё такой же…, как в детстве…

Бундин Руслан Викторович

30 марта 2011 в 5:00

Приятно прочитать хорошие слова о моем отце художнике Викторе Бундине, начинавшим творческий путь в г. Дзержинске. Познакомиться с творчеством можно на сайте: http://www.boundinart.com

Раиса Бобрешова

5 февраля 2014 в 9:04

В этом году у Валерия Ефимовича юбилей, давайте поздравим его все вместе. На моей страничке в одноклассниках есть группа “Любимые художники любимого города. Там будет информация о юбилейном вечере. На моей страничке “В контакте” можно найти группу “Любимые художники любимых городов, там также будет объявление. СМИ, я думаю
тоже не останутся в стороне

Галина

5 февраля 2014 в 14:51

Я только за, Валерий Ефимович прекрасный человек и художник. Спасибо за сообщение!

Варвара

18 октября 2017 в 18:22

Дорогой Валерий Ефимович, неутомимый и очень-очень талантливый, обладающий ещё и даром научить
и вдохновить! Желаю Вам здоровья и долголетия!
С теплотой вспоминаю наши занятия в художественной школе и потом на рабочем поселке в изостудии. Рисование навсегда вошло в мою жизнь, по первой специальности я модельер, сейчас тоже занимаюсь дизайном. Всего Вам самого наилучшего!

Галина

18 октября 2017 в 22:20

Сейчас в Сергиевом Посаде, на проспекте Красной Армии, висят баннеры с электронными копиями картин местных художников. Картина Валерия Морозова там тоже есть :-)

Оставить комментарий

Добрый день!

Вы зашли на сайт начинающих и вполне себе начавших журналистов. Читайте, пишите комментарии и письма, участвуйте в опросах. При желании можно стать автором или фотографом сайта. Всё зависит от вас!

Фестиваль детской книги

Get the Flash Player to see the slideshow.

Опросы

Любите ли вы зиму?

Посмотреть результаты

Загрузка ... Загрузка ...

Архив

Метки

Посетители

Вход

Партнёры

Квартиры Замелекесье
База квартир
22zamelekesie.ru