19 января 2011 | Галерея | Просмотров: 12,446

Полифония Валерия Морозова

О художнике Валерии Морозове я впервые услышала лет восемь назад, причем в музыкальном контексте. Потом вышло несколько поэтических сборников с его иллюстрациями. Неоднократно видела и слышала его на поэтических вечерах в библиотеке им.Горловского. Оставалось только встретиться и поговорить.

Встреча состоялась накануне Нового года в ДК «Космос» г.Пересвет, где Валерий Ефимович ведет изостудию для взрослых. Подготовка к празднику шла полным ходом: студия расписывала щиты, обрамляющие новогоднюю елку. Художник с сожалением оставил дела, чтобы поговорить. Оказалось — фальстарт, потому что в библиотеке им. Селиванова работает выставка Морозова «Диалог с современником». Конечно, я там побывала, отметив для себя, что он и в живописных работах — график, и что самые пронзительные работы — портреты близких. Кстати, работы в цвете я видела впервые.

— Прежде всего, я вас знаю как иллюстратора поэтических сборников. Вы любите стихи?
— Стихи люблю, да. В детстве я их выразительно читал и представлял все это в образах. Видимо, поэтому и обратился к иллюстрации. Я Ахматову люблю, Цветаеву, Блока. Люблю слушать, когда читают вслух. Есть желание сделать иллюстрации к Марине Цветаевой. Я ее впервые еще в машинописи прочел.

— А кого вы первого проиллюстрировали?
— Иван Кудрявцев и Владимир Сосин предложили мне сделать иллюстрации к стихам Владимира Смолдырева. Сделал несколько вариантов в цвете, но в то время типография не была готова их напечатать. Так они у меня и остались, а книжка вышла с черно-белыми иллюстрациями Татьяны Киселёвой.

Специфика книжной иллюстрации — маленький формат. Как удержать внимание зрителя? Не зря же Эль Греко и Модильяни вытягивали фигуры. Они условны. Я тоже придерживаюсь условного языка. У меня стилизованные, трансформированные предметы. Натуру я довожу до абсурда, до момента, когда она еле узнаваема. Предмет почти исчезает, остается ощущение. Люблю импровизировать. Читая текст, беру карандаш, делаю наброски, а потом начинаю прорабатывать.

— А было так, что вам предложили книгу проиллюстрировать, а вы отказались?
— Было. Дают читать — я читаю. И вижу банальности, повторы, стереотипы… Я должен зажечься. Должно совпадение быть, резонанс. Иначе скучно, и браться не стоит. Искра должна проскочить. А у автора должен быть несомненный талант.

— В детстве вы рисовали?
— Постоянно рисовал. О красках не знал, кисточку в руках не держал. Рисовал карандашом. Отец и мать с утра до ночи работали, я был предоставлен сам себе. Жили в бараке, жители были как одна семья, в выходные дни собирались вместе и пели. Мама моя хорошо пела, отец играл на балалайке. Я пробовал играть на балалайке, на баяне и на трубе, был горнистом и барабанщиком в школе, в пионерском лагере, запевалой в армии. И сейчас люблю классическую, оперную музыку, рок.

— У вас еще и педагогический талант. Были какие-то предпосылки к этому?
— Никогда я этому не учился. У меня учителя хорошие были. Первый школьный учитель Татьяна Николаевна до сих пор в памяти. Леонид Александрович Теребилин, педагог художественной школы в Дзержинске, — так сочно объяснял натюрморты, что слюнки текли! Иван Фёдорович Гришаев из художественно-промышленного училища в Павлово-на-Оке — научил культуре рисунка и сам был великолепным рисовальщиком. Георгий Александрович Богданов — учитель в области графики; цветовая широта восприятия — это воспитал Виктор Александрович Бундин, известный питерский художник. Я у него некоторое время жил, видел, как он работает.

— Когда вы почувствовали, что готовы поделиться знаниями с другими?
— После перестройки стали появляться студии, которые вели профессиональные художники. Потому что даже члены Союза художников не имели возможности заработать. В 1984 году я пришел работать в художественную школу на полставки. Ушел педагог, и меня пригласили попробовать. Тогда я еще не знал, что меня это так увлечет. Педагоги школы сами были хорошими живописцами и рисовальщиками и главное — имели возможность творчески работать. Мечта каждого педагога — иметь мастерскую. У нас ее не было, но были пустые классы. Сначала я вел уроки два раза в неделю: рисунок и живопись. Кроме этого, мы занимались композицией. Уровень в школе был хорошим, но занимались по методике абрамцевского училища 70-х годов, которую передавали из рук в руки. А жизнь-то меняется! К тому же методика не была адаптирована для детского восприятия.

Я подготовил «Азбуку композиции» и еще ряд методических пособий, их потом издали в журнале «Юный художник». Сначала выступал в разных городах России с этим материалом. Пенза, Москва, Нижний Новгород, Адлер, Сочи, Кемерово, Новосибирск, Киров, Кирово-Чепецк — обширная география! После этих выступлений мне предложили все это издать, пригласили на республиканский семинар в Новосибирске. Встреча педагогов из разных городов — такая подпитка, такое развитие мощное! Сейчас ничего этого нет, живем в замкнутом круге, это влияет и на методику, и на уровень преподавания — к сожалению, он упал.

— То, что вы когда-то вложили в детей, реализовалось?
— Да, многие выбрали профессию, связанную с рисованием. Маша Елизарова, модельер, занималась у Вячеслава Зайцева, выступала в театре моды года три или четыре, а сейчас со своей коллекцией гастролирует по России и всему миру. Катя Дорохова и Юля Остасевич, выпускницы нашей художественной школы, окончили питерскую Академию художеств. Настя Оболенская — известный дизайнер. Никита Александров окончил художественный институт, но до сих пор приезжает ко мне. Он талантливый скульптор и график. Преподает, пишет кандидатскую диссертацию.

— Вы стольким занимались в жизни! Либо вы все делаете быстро, либо вы человек очень организованный. Как вам удалось столько всего осуществить?
— У меня такое ощущение, что я далеко не все осуществил. Есть еще идеи в запасе. Со зрением только начались проблемы, поэтому графикой не занимаюсь. А так я трудоголик, все время в работе. Либо преподаю, либо пишу. Когда пишу, я погружен в себя, в это пространство, отдаю ему все силы.

— Как вы восстанавливаетесь?
— Восстанавливаюсь быстро. Очень помогает лес. И музыка. У меня много композиций, связанных с соснами, потому что в окрестностях Дзержинска сосновые леса. Я там отдыхаю и набираюсь энергии. Конечно, отдыхаю в семье. Как говорил Толстой, лучший отдых — это смена деятельности. Переключаюсь, например, на театральные декорации. Я разработал и исполнил декорации к трем спектаклям детского народного театра «Сказка» в Пересвете, получил огромное удовольствие!

Галина АХСАХАЛЯН,
фото Элианы ГУНИНОЙ.

Наше досье:

Валерий Ефимович МОРОЗОВ
Родился 12 февраля 1944 в г. Дзержинске Горьковской области.
Образование: художественное училище в городе Павлово-на-Оке (график) и ЛВХПУ им. В.И. Мухиной (дизайнер).
Работа: ведущий инженер ВНИИ игрушки, преподаватель детской художественной школы N 1 (Сергиев Посад, с 1984), изостудий в ДК им.Гагарина (1984-1994), в клубе «Огонёк» (1994-2004), изостудии для взрослых «Рассвет» (Пересвет, с 2005 года). Член Союза художников России с 2003 г.

Работает в области книжной иллюстрации, в жанрах пейзажа, натюрморта и портрета в разных графических техниках. Выполнил иллюстрации к поэтическим сборникам «Белый свет» И.Кудрявцева, «У каждой птицы голос свой» В.Евдокимовой, «Родники» Н.Братишко, «Свеча негасимая» В.Голубева, «День ангела» Л.Лукашиной, «Запасная планета» А.Чикова. Участник выставок, в том числе персональных, с 1968 года. Работы хранятся в частных коллекциях.
Семья: жена, две дочери, два внука.

7 комментариев к записи Полифония Валерия Морозова

Оля Р

21 января 2011 в 8:51

Класс, Валерий Ефимович всё тот же!

Котомина Ольга

20 февраля 2011 в 18:11

Как приятно увидеть своего педагога в добром здравии…И действительно, Валерий Ефимович, всё такой же…, как в детстве…

Бундин Руслан Викторович

30 марта 2011 в 5:00

Приятно прочитать хорошие слова о моем отце художнике Викторе Бундине, начинавшим творческий путь в г. Дзержинске. Познакомиться с творчеством можно на сайте: http://www.boundinart.com

Раиса Бобрешова

5 февраля 2014 в 9:04

В этом году у Валерия Ефимовича юбилей, давайте поздравим его все вместе. На моей страничке в одноклассниках есть группа “Любимые художники любимого города. Там будет информация о юбилейном вечере. На моей страничке “В контакте” можно найти группу “Любимые художники любимых городов, там также будет объявление. СМИ, я думаю
тоже не останутся в стороне

Галина

5 февраля 2014 в 14:51

Я только за, Валерий Ефимович прекрасный человек и художник. Спасибо за сообщение!

Варвара

18 октября 2017 в 18:22

Дорогой Валерий Ефимович, неутомимый и очень-очень талантливый, обладающий ещё и даром научить
и вдохновить! Желаю Вам здоровья и долголетия!
С теплотой вспоминаю наши занятия в художественной школе и потом на рабочем поселке в изостудии. Рисование навсегда вошло в мою жизнь, по первой специальности я модельер, сейчас тоже занимаюсь дизайном. Всего Вам самого наилучшего!

Галина

18 октября 2017 в 22:20

Сейчас в Сергиевом Посаде, на проспекте Красной Армии, висят баннеры с электронными копиями картин местных художников. Картина Валерия Морозова там тоже есть :-)

Оставить комментарий

Добрый день!

Вы зашли на сайт начинающих и вполне себе начавших журналистов. Читайте, пишите комментарии и письма, участвуйте в опросах. При желании можно стать автором или фотографом сайта. Всё зависит от вас!

Опросы

Нужен ли Александрову краеведческий музей?

Посмотреть результаты

Загрузка ... Загрузка ...

Архив

Метки

Посетители

Вход

Партнёры