15 июня 2011 | Город и мы | Просмотров: 3,586

Картинки с выставки

Восьмого июня в литературно-художественном музее Марины и Анастасии Цветаевых состоялся вернисаж молодых словацких художников, сопровождавшийся концертом камерной музыки.

Все места в небольшом зале были заняты. Среди гостей присутствовали даже иностранцы — группа немецких туристов, которая вежливо расположилась в последних рядах. Несмотря на то, что публике было «за сорок» или «очень за сорок», женщины оставались женщинами и использовали возможность «выгулять» здесь свои вечерние туалеты.

Лада Морозова (скрипка) и Софья Ремпель (фортепиано), лауреаты международного конкурса, начали первое отделения с сонаты Моцарта соль-мажор.
Какие же разные были эти две девушки! Лада — тонкая, гибкая, сдержанная, со строгим лицом. Софья — ласковая, непосредственная и чуточку застенчивая.

Пышные короткие волосы приоткрывали худенькую, изящную шею скрипачки, пальцы ее трепетно, но уверенно держали смычок, а лицо все-таки оставалось суровым и сосредоточенным. И только когда звук пронзал ее саму, каменное лицо оживляла одобрительно вздернутая бровь. Инструмент покорно подчинялся Ладе, скрипка все чаще смеялась, сердилась и тревожилась, а не привычно плакала.

И совсем по-другому управлялась со своим роялем Софья. Трудно было разглядеть девушку за распахнутой нотной тетрадью, и чувствовала она себя слегка защищенной. Тонкие пальцы нежно и старательно бежали по клавишам, а лицо было сосредоточенным до умиления. Темные глазки испуганно глядели на ноты, и казалось, будто она не просто молодая, а маленькая и сдает очень важный экзамен в музыкальной школе. Хотя Софья была девушка взрослая и сама уже готовилась стать матерью. И главным экзаменатором для нее, похоже, была не публика, а ее будущий малыш. Он наверняка уютно устроился в ее аккуратном животе, который скрывал просторный серый сарафан, и блаженствовал под Моцарта, Шумана и Шнитке.

Музыке было тесно в маленьком зале, а зрителям душно. Иностранец в последнем ряду держался изо всех сил, но все-таки провалился в сон, уронив голову на спинку впереди стоящего стула. На спящих кидали неодобрительные, возмущенные взгляды. Но, может, ничего плохого в этом нет? Кошки, например, тоже закрывают глаза от удовольствия и умиротворения.

Через полчаса объявили антракт, посильней распахнули окно, и часть публики поспешила выйти на свежий воздух. Самые стойкие остались рассматривать картины.
На выставке были представлены графические работы Мартина Шевчовича, живописные полотна Якуба Бахорика и Катержины Макар Вацлавковой. Картины трех абсолютно разных стилей были объединены одним — стремлением молодых авторов познать окружающий их мир. К этой задаче каждый из них подходит по-своему. Якуб при раскрытии тайн мироздания опирается на старинную архитектуру, Мартин рассматривает внешние границы существования через внутренний мир человека, а Катержина — через будничные предметы, делая акцент на игру света и тени.

Правда, понимают задумку художников зрители тоже своеобразно и порой неожиданно.
— Ах, как трудно воспринять все это! — воскликнула экстравагантная женщина в оранжевой блузке.
— Ну, а лично вы что-то видите на этой картине? — указала я рукой на яркое полотно под названием «ковчег II».
— Да я такого, знаете ли, и во сне страшном еще не видела, — смущенно ответила она.

На вернисаже было немало гостей с внушительными цифровыми фотоаппаратами в руках. И глядя на эту технику, появлялась мысль, что изображение реальности уже не столь востребовано. Все, что мы видим вокруг, передает фотография и дорисовывает фотошоп. А вот показать нечто нематериальное, чего нельзя увидеть — пожалуй, к этому и стремились молодые художники.

После антракта вернулось меньше половины зрителей. Иностранцев то ли форточка вместо кондиционера не устроила, то ли насыщенная программа ждала их впереди. Остались истинные ценители. Никто уже не смел отвлечься и уж тем более заснуть. Пожилая дама, замирая под звуки музыки, прошептала: «А как же Софушка похожа на мою внучку!»

Девушек ничуть не смутили пустующие места. Благодаря Ладе картины можно было увидеть не только на стенах — скрипачка движениями своего легкого стана сама будто рисовала звук. Под «Сюиту в старинном стиле» Шнитке, казалось, ожила танцующая пара на картине Якуба Бахорика «Город».

Концерт подходил к концу. Сосредоточенность скрипачки сменилась нежной улыбкой. Оставшиеся зрители хлопали так долго и требовательно, что девушки, просияв, вернулись к своим инструментам и сыграли на бис!

Здорово, что в небольшом музее нашего маленького города всегда можно встретить большое искусство, способное наполнить самый обычный вечер яркими красками и настоящей музыкой.

Тамара ШАВЕРДО,
фото автора.

3 комментария к записи Картинки с выставки

ужас

20 июня 2011 в 6:31

“Несмотря на то, что публике было «за сорок» или «очень за сорок», женщины оставались женщинами”.
Тамара, когда доживете до “очень за сорок”, Вам за такие фразы малолеток захочется своими же руками придушить.
“звук пронзал ее саму” - вообще что-то из фильма ужасов.
“Он наверняка уютно устроился в ее аккуратном животе, который скрывал просторный серый сарафан, и блаженствовал под Моцарта, Шумана и Шнитке.” браво! кто блаженствовал? живот, сарафан?
ох, как тяжело.

Читательница

20 июня 2011 в 14:04

Милый, милый ужас!

Мне, например, «очень за сорок», но приятно, когда молодёжь замечает, что даже в таком почтенном возрасте «женщины остаются женщинами».

Пронзал?

«Слабые эти звуки болезненно пронзали мой слух» С.Аксаков.

«Он смотрел свинцовым, неподвижным, пронзающим взглядом на женщину» Достоевский

Для каждого есть в мире звук,
Единственный, неповторенный.
Его в пути услышишь вдруг
И, дрогнув, ждешь, завороженный.
Шагов бессонный стук в ночи,
Морей тяжелое дыханье,
И все струи, и все ключи
Пронзают бедное сознанье.
Наталия Крандиевская

(Спасибо другу И-ту за помощь)

То, что блаженствовал тот, кто уютно устроился – тоже понятно.

А тяжело ужасу, наверное от того, что надо “кошмарить”.

Был уже здесь

23 июня 2011 в 10:49

Да уж, под Шнитке блаженствовать трудно, хоть дитю, хоть сарафану.

Оставить комментарий

Добрый день!

Вы зашли на сайт начинающих и вполне себе начавших журналистов. Читайте, пишите комментарии и письма, участвуйте в опросах. При желании можно стать автором или фотографом сайта. Всё зависит от вас!

Волжские встречи - 30

Get the Flash Player to see the slideshow.

Опросы

Нужен ли Александрову краеведческий музей?

Посмотреть результаты

Загрузка ... Загрузка ...

Архив

Метки

Посетители

Вход

Партнёры