4 августа 2011 | Увлечения | Просмотров: 4,697

О любви… к оркестру

Сергиево-Посадский муниципальный оркестр — лицо и гордость нашего района. В Московской области всего четыре оркестра такого уровня.

В 2008 году оркестру исполнилось 15 лет. Он был создан музыкантами-энтузиастами города, входившими в состав духового оркестра «Ретро». Инициатива создания профессионального музыкального коллектива принадлежала Галине Ивановне Субботе, возглавлявшей в те годы Комитет по проблемам культуры администрации Сергиево-Посадского района. При поддержке Галины Ивановны администрацией были закуплены необходимые инструменты, приобретены два комплекта концертных костюмов, предоставлена репетиционная база в здании образовательно-досугового центра «Октябрь».

Первым дирижером коллектива стал заслуженный артист России, заслуженный работник культуры Московской области, художественный руководитель Государственного духового оркестра России Геннадий Аркадьевич Галкин. В 1998 году было принято решение об объединении духового оркестра с камерным ансамблем Детской музыкальной школы № 1 под руководством старейшего педагога школы, прекрасного музыканта Л.И. Денисовой. Оркестр приобрёл новое звучание и яркую палитру: появились скрипки, альты, виолончели, контрабасы. Главным дирижером стал выпускник Ереванской консерватории, скрипач Рубен Леонидович Микаелян.

Новый этап в жизни оркестра начался с приходом в коллектив в 2004 году заслуженного артиста России, дирижера Государственного камерного оркестра джазовой музыки имени Олега Лундстрема Владислава Кадерского. У оркестра открылось второе дыхание. Яркое музыкальное дарование Кадерского, неисчерпаемый энтузиазм и запас творческих идей, внимание к каждому музыканту дали свои плоды. За семь лет руководства Сергиево-Посадским муниципальным оркестром Владислав Трофимович Кадерский сделал его, пожалуй, лучшим оркестром Подмосковья. Родилась традиция проводить сезонные концерты, к которым сам маэстро сочиняет музыку. Они всегда проходят с аншлагом.
Обширен и разнообразен репертуар: более двухсот музыкальных произведений. Оркестр тесно сотрудничает со многими профессиональными коллективами и исполнителями. В концертах оркестра принимали участие лауреаты международных конкурсов пианист Константин Шамрай и виолончелист Петр Кондрашин, заслуженные артисты России Иван Волков, Владимир Журкин. Стало доброй традицией приглашать солистов Школы оперного пения Галины Вишневской.

Коллектив с успехом выступает не только в нашем районе, но и далеко за его пределами. Он — лауреат международного фестиваля джазовых оркестров в городе Салдус (Латвия). На фестиваль «Джаз Коктебель» (Украина) сергиевопосадские музыканты были приглашены как специальные гости и получили высокую оценку жюри. На международном фестивале «Полонез-2009» в городе-побратиме Слоним (Республика Беларусь) оркестр завоевал Гран-при; в городе Рюэль-Мальмезон (Франция) выступил с концертами, приуроченными к главному национальному празднику страны — Дню взятия Бастилии. В 2010 году по приглашению посла России в Сербии оркестр выступил на международном фестивале трубачей в городе Гуча (Сербия). Впервые за 50 лет коллектив из России принял участие в этом фестивале — и занял третье место!

За большую творческую деятельность в 2005 году коллектив награжден знаком главы Сергиево-Посадского муниципального района «Признание». В 2008 году оркестру вручена Почетная грамота министерства культуры Московской области, в 2010 году — благодарность губернатора Московской области.

В июне 2011 года дирижеру оркестра Владиславу Кадерскому вручили в Кремле медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени. Накануне этого события мы встретились с Владиславом Трофимовичем в репетиционном зале Дворца культуры им. Гагарина.

Джаз — это мое сердце

— Чем город, в котором есть оркестр, отличается от города, в котором нет оркестра?
— Городу, который не имеет оркестра, труднее общаться со своими гражданами. Что лучше всего человек воспринимает, что ему больше всего нравится? Музыка! Вечер, пришли вы на праздник, ларьки работают… но угрюмо всё, музыки нет. И праздника нет. А мероприятий общегородских очень много. Приглашенные артисты будут дороже стоить, чем свой оркестр.

— Как вы оказались в Посаде?
— Барабанщик оркестра Олега Лундстрема, заслуженный артист России Владимир Журкин дружил с музыкантами Сергиево-Посадского оркестра и попросил меня поработать с оркестром. Причем знал, что я стопроцентно откажусь. Я работал тогда в Краснодарском джаз-оркестре, у Лундстрема, и разрываться на три города было очень трудно. Но он говорил: ты хоть начни. И я решил: попробую.

По уровню они были очень средние музыканты. Месяца три дули гаммы, а я ждал, когда появятся свежие звуки. Наконец, мы дали концерт, посвященный Великой Победе, в двух отделениях. В год делали два концерта, один в марте-апреле, другой в октябре-ноябре. Это был всегда эксклюзив, мы не повторяли произведения, а играли только новое.

— То, что звучит со сцены, должно быть созвучно людям, их душам. Как вы угадываете, что нужно публике?
— Первое время было очень трудно. Музыканты хотят играть то, что им нравится. Им ближе джазовая музыка. А я их немножко напрягал и заставлял играть то, что нравится народу. Не секрет, что народу нравится обывательская музыка.

— И вы шли на поводу у публики?!
— Шел. В тот период я понимал: для коллектива это необходимо. На последнем концерте «Музыка весны» — а очень серьезный был концерт — я понял, что оркестр вырос. Оттого что я заставлял их играть разную музыку, они освоили то, чего раньше не знали или не воспринимали всерьез. Теперь, когда выступает оркестр, все просто балдеют: откуда, как они это играют?
Концерты проходят на ура. У нас всегда полные залы. Это говорит о любви к оркестру. И я этому очень рад. Вижу, как музыканты преобразились, превзошли себя. Они современным языком изъясняются. Играют современную музыку и знают, как ее играть. И сами довольны, потому что видят реакцию зала.

— А откуда берется понимание, как надо играть, каким языком разговаривать со зрителем?
— Я это знаю. Больше никто. Занимаюсь с ними, объясняю, как играть каждую ноту, каждый штрих. Ну, все дирижеры этим занимаются. Не хочу хвалиться, но я могу это сделать гораздо лучше других, потому что у меня большой опыт работы. Восемнадцать лет работы с оркестром Лундстрема! Только в этом году ушел, потому что стало тяжело в силу возраста. Лундстремовцы меня очень уважают. Я им ставлю новые программы. Недавно подготовил «Эллингтонию» всего за две недели. 17 января мне сообщили о том, что будет концерт, а 2 февраля мы уже выступали в Московском доме музыки. Концерт был аншлаговый. Солистка нашего Сергиево-Посадского оркестра Светлана Артемьева спела в этом концерте три песни. Было очень мало времени. Но я поднапрягся, собрал материал, начал репетировать. Четыре концерта дали в разных залах!

— Сами вы кого слушали, на кого ориентировались, у кого учились?
— Я так давно учился, что сейчас уже ни у кого не учусь. Ни с кем не советуюсь, не могу кого-то взять, кто бы мог объяснить, как что сыграть. К сожалению, все это я делаю сам.

— На Дне предпринимателя вы начали концерт с сюиты-фантазии «12 стульев». Это потому, что Остап Бендер был одним из первых предпринимателей?
— Честно говоря, нет. Мы просто смогли ее быстро вспомнить. Но вы об этом не говорите. Эта фантазия очень красива и украсит любой праздник.

— С какими знаменитыми музыкантами вы встречались?
— Был на концерте Бенни Гудмена. Единственный концерт в Москве, во дворце спорта «Лужники». Потом ходил на концерты Мэла Луиса, Те Джонса, Эллингтона. Я по натуре джазовый музыкант. Мне нравится эта музыка, и я вращался в кругах, близких к джазу.
В 1965 году Борис Фиготин пригласил меня в Московское объединение музыкальных ансамблей, на должность руководителя ансамбля, после чего предложил руководство оркестром в ресторане «Арбат». Оркестр был высокопрофессиональный, в нем работали знаменитые музыканты и звезды джаза. На радио, в редакции «Иновещания», было записано множество произведений в основной фонд. С этим оркестром связаны лучшие два десятка лет моей жизни.

Затем я работал художественным руководителем и главным дирижером Джаз-оркестра Московской областной филармонии, был музыкальным руководителем Аиды Ведищевой. Она тогда была звездой номер один. Очень талантливо пела современный джаз. От меня она уехала в Америку. В апреле 1993 года меня пригласил к себе Олег Лундстрем. Работая с таким корифеем, как Олег Леонидович, я старался перенять как можно больше премудростей искусства биг-бенда.

— Всю жизнь вы занимаетесь любимым делом. Вы счастливый человек?
— Дело в том, что я всю свою жизнь занимаюсь музыкой. Если у меня ее отобрать, сказав: ты будешь в полном порядке, у тебя будут деньги, все блага, я на такой обмен никогда не соглашусь.

— Говорят, вы увлекаетесь цветоводством. Это хобби как-то связано с музыкой?
— Не могу сказать, что я такой цветоман, но красивое все люблю. Театр, музыку, женщин. Классическую музыку просто обожаю, вокалистов очень много слушаю, не зацикливаюсь на одном джазе. Хотя джаз — это мое сердце.

Галина АХСАХАЛЯН,
фото Элианы ГУНИНОЙ.

Досье

Владислав Трофимович Кадерский, дирижер, композитор
Образование: военно-дирижерский факультет Московской государственной консерватории, Харьковская государственная консерватория.
Работа: художественный руководитель и главный дирижер оркестра «Вечерний Арбат»; художественный руководитель и главный дирижер джаз-оркестра Московской областной филармонии; дирижер Государственного камерного оркестра джазовой музыки Олега Лундстрема и др.
Автор сочинений, записанных в фонд Главной редакции музыкального радиовещания ТРК «Останкино», а также сочинений в издательстве «Советский композитор» для эстрадных ансамблей.
Награды и звания: заслуженный артист России, академик, лауреат Российского национального международного совета музыки (ЮНЕСКО), награжден орденами Петра Великого II степени и медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени.

Оставить комментарий

Добрый день!

Вы зашли на сайт начинающих и вполне себе начавших журналистов. Читайте, пишите комментарии и письма, участвуйте в опросах. При желании можно стать автором или фотографом сайта. Всё зависит от вас!

Волжские встречи - 30

Get the Flash Player to see the slideshow.

Опросы

Нужен ли Александрову краеведческий музей?

Посмотреть результаты

Загрузка ... Загрузка ...

Архив

Метки

Посетители

Вход

Партнёры