30 октября 2013 | Город и мы | Просмотров: 9,102

Театр танца «Ритмы планеты»:
гордость города или конфетка с нафталином?

Эта статья никем не заказана и не проплачена. Для журналистов, как и для всех горожан, образцовый театр танца «Ритмы планеты» (руководитель Светлана Гурова) — слишком заметное явление, чтобы не знать новостей и не видеть перемен. Мы решили не довольствоваться слухами, а поговорить с теми, кто имеет непосредственное отношение к коллективу. Выводы, уважаемые читатели, вы сделаете сами.

На протяжении четырнадцати лет родными стенами для «Ритмов планеты» были стены Школы искусств. В сентябре 56 учеников и два педагога эти стены покинули. Но разногласия начались не вчера, а больше года назад. Почему творческие люди не смогли понять друг друга, не смогли договориться? Что предшествовало разрыву? Об этом — действующие лица этой истории.

Бывшие коллеги из Школы искусств:
— Обидно, что подняли грязь. Человек, который работает с детьми, не имеет права этого делать. Надо держать лицо, при любых ситуациях ты должен быть примером для учеников. Говорить плохое, не аргументируя никакими документами… А обвинения в адрес директора школы Татьяны Фокиной были, и очень грубые.

Мы все работаем не по программам, если быть честными, а по авторским методикам. Есть дети, которые «не тянут» программу, но мы привлекаем ребенка к процессу, а за интересом приходит понимание. С «Ритмами» сложилась иная ситуация. Есть требования к хореографии и есть требования к театру. Программа — ни хореографическая, ни театральная — не выполнялась. Идея театра танца безумно хороша, но должного подкрепления нет.

Мы знаем потенциал детей, из детей можно вытащить очень многое. Здесь роли раздаются конкретным детям: либо тем, чьи родители имеют вес, либо самым талантливым. На остальных детей не обращают внимания. Этого не должно быть в коллективе.

Возьмем День города. Всё это было собрано из старых идей. Повторы шли из раза в раз.

Татьяна Владимировна приложила много усилий, чтобы коллектив остался. Изначально они пришли подавать заявление об уходе в январе. Но им предложили остаться, найти сначала место, куда уйти. Школе искусств нужны хореографические классы. Пригласили Елену Максименко на хореографию, Светлане Александровне дали программу — театральную. К 3 сентября каждый педагог школы должен подать расписание. 3, 4, 5 сентября — ничего нет. На круглый стол, где распределялись часы, педагоги «Ритмов» не явились. Есть правила школы, ты в ней работаешь — почему к тебе должны относиться по-другому?

Официально они уволились полтора месяца назад, но кабинеты до сих пор заперты на их ключи. Так кто пострадавшая сторона?

Татьяна Фокина, директор Школы искусств:
— Светлана занималась коммерческими проектами: День города, Ёлка главы, выпускной. Уроки как надо не проводились. Есть учебные предметы, есть программа, которую она не выполняла. Когда она аттестовалась пять лет назад со спектаклем во Владимире, хореографы сказали: «Как аттестовать? Мы не видим хореографии!» Но мы вступились: «Она первый раз аттестуется, так старается…» Дали ей высшую категорию, но сказали: «Хореографией надо заниматься». У нас нет театрального класса, я попросила: «Напиши программу». Не написала. Это не театр и не танец. Ее дети не умеют танцевать. Мы не имели права перевести их в следующий класс. Экзамены они не сдают. На всё ответ: «Смотрите спектакль». Но Светлана принята преподавателем класса хореографии! Спектакль — это внеклассная работа. Как девочки-хореографички ходят, вы видели? И как эти дети ходят — как с улицы. Это развлекательный центр имени Гуровой. Светлана Александровна, имея расписание черное-черное, с 10.40 до 19.40, работала с четырех до полседьмого. В остальное время класс был пустой. Приходило сорок человек на репетиции. А где уроки? Это чисто самодеятельный коллектив. И она не хореограф, не балетмейстер, а клубный работник, культпросветработник, окончила культпросветучилище во Владимире. Я ее диплом приготовила, хотите, покажу? И еще в Москве двухгодичные курсы «Основы эстрадной режиссуры». На основании этого она считает, что у нее высшее образование.

В конкурсе педмастерства Гурова никогда не принимала участие. На курсы повышения квалификации не ездила, с докладами не выступала. В плане «Разработка театральной энциклопедии» — она пять лет ее пишет. Где грамоты и дипломы ее детей на областных, всероссийских, международных конкурсах? Только за участие; за яркое, зрелищное пластическое представление; за яркое воплощение образа. И то не каждый год.

Я покажу все документы. Покажу ее расписание, должностные обязанности. Остальное все эмоции. Я педагогов «гасила», когда они говорили: почему мы должны шесть кабинетов освобождать, когда Гурова проводит ёлки? Они же калымят! Продают билеты по 300-350 рублей. Костюмы — зачем столько? Весь этот блеск. А я в одной книжке прочитала: чем хуже спектакль, тем больше бутафории. Я видела все ее спектакли, знаю их наизусть. И я вижу выжимки из старых постановок. Ее спектакли — конфетка с нафталином.

Не надо опускаться до скандала. Свете я желаю успехов, процветания. Но не всем людям нравится то, что она делает. Мне многие говорят: «Один раз посмотрел, больше не хочу». У нее один спектакль на все праздники. Не надо насаждать такую культуру в городе. Не легче ли пригласить Владимирский драматический театр, обозначить тему, расставить акценты и согласовать? Они приедут и сделают, это профессионалы. И городу дешевле обойдется.

Родители:

— В «Ритмах» нет высокой хореографии. Но то, что коллектив очень дружный, это факт. Все друг другу помогают, такое очень редко увидишь. Я ни разу не слышала, чтобы Светлана повышала голос на детей. Они воспитываются в хорошей атмосфере и чувствуют себя на голову выше других. Им всем говорят: «Вы лучшие! Вы замечательные! Вы самые-самые!» У детей хорошая самооценка. Проводятся уроки психологии, дети учатся говорить, учатся выступать.

— В сентябре из Школы искусств нам пришли письма: по каким причинам мы не посещаем уроки, встает вопрос о нашем отчислении. Мы не поняли: наши дети находились в коллективе, в этом же коллективе и остались, посещали занятия… Нас в срочном порядке призывали прийти на собрание в Школу искусств, но поскольку коллектив переехал, на собрании мы не были. Это первый момент.
Второй момент — по поводу нового помещения. Детям там нравится. Руководители коллектива остались прежние — Светлана Александровна и Анастасия Владимировна, дети их очень любят. Единственный минус — маленькая сцена. В Школе искусств был хороший зал, много зрителей.
Сама ситуация для нас, родителей, осталась непонятной. Мы думали, «Ритмы планеты» — гордость Школы искусств. Почему так поступили с коллективом? В последние недели, которые мы проводили в Школе, всяческие преграды чинили детям. Вплоть до того, что на генеральной репетиции спектакля к Дню города закрыли туалеты.

— Началось это давно, больше года назад. Запрещались репетиции, запрещались концерты. Были генеральные репетиции новогодних елок, все в костюмах, вдруг резко репетиция прерывается: «Сейчас будет репетировать ансамбль». Танцоров в зрительный зал, на сцену — инструменталистов, они сорок минут репетируют, мы сидим. И такое стало учащаться. Намечается выступление, и мы слышим: «Мы вам зал не дадим». Начались поиски другого помещения. Светлане предлагали несколько залов: сначала «Юбилейный» (потом отказали), потом драмтеатр, но тоже что-то не получилось, еще «Южный», но тоже были какие-то нюансы непонятные: то ли да, то ли нет и на каких условиях. И тут их приглашают в «Сатурн» без арендной платы, и даже за свет они не платят. Занимаются на танцполе, начинают обживаться. Сейчас решили отдать им зал, который раньше занимал 5D. В каникулы 5D переносится на второй этаж, и весь огромный зал отдается под репетиции, под занятия. Там, если хотят, пусть настилают полы, станки делают. Это будет тренировочная база, а выступать они все-таки будут либо в Школе искусств, либо в ДК.

Светлана Гурова, руководитель «Ритмов планеты»:
Занятия ведутся, никто из коллектива не ушел, более того, родители, которые сами занимались в «Радости» и «Узорах», приводят детей к нам. Мне как режиссеру интересно это новое помещение, я вижу его новые возможности. Сейчас мы готовим новогодний спектакль, времени осталось мало. Из Школы искусств мы ушли достойно, сыграли спектакль в День города. Потом было выступление к Дню Учителя, и зал встал. Приходите на наши спектакли, и всё увидите сами.

Людмила Суворина, экс-председатель комитета по культуре:
Если говорить о судьбе образцового театра танца «Ритмы планеты» — этот коллектив имеет опыт работы, срок работы и качество работы. Он отличается от других коллективов тем, что это театр танца. Им нужно иметь свою материальную базу, свое помещение, место для занятий. Нужно хранить костюмы, и хранить хорошо. Конфликты отчего происходят? Не от того, что один плохой, а другой хороший. Здесь столкнулись интересы не лично директора школы и Светланы Александровны, а интересы школы и коллектива. Каждый считает свою позицию правильной. По большому счету, нужно просто помогать коллективу. Хорошо, сейчас им предоставили возможность заниматься в «Сатурне». Помещение не совсем приспособлено, там не деревянные полы, как положено; это подвальное помещение. Хотя оно хорошо оборудовано, и надо сказать огромное спасибо частному предпринимателю, который такую возможность предоставил.

Школа тоже не виновата, она имеет свои, очень жесткие рамки. А Светлана Александровна — очень творческий человек. Она делала синтез — театр танца, в программе этого нет. Во-вторых, большое количество детей у нее занимается. Школа физически не может всех вместить. Там тоже нет танцкласса, заниматься-то негде. Это фактически проходной холл. Он для них мал. Возьмите любой строящийся дом — пожалуйста, сделайте помещение на первом этаже, все можно заранее спроектировать. Но для этого нужно вложить муниципальные деньги. А у нас бюджет худой, денег нет. Две администрации все время делят полномочия. Зачем нам две администрации? Городская администрация «съедает» в год 18 млн руб. Вот вам деньги для коллектива. Один раз их вложить — и коллектив будет иметь свое помещение. А дальше он будет развиваться. Родители готовы помогать, потому что это костюмы, обувь, декорации, транспортные расходы.

Есть социальные нормативы учреждений культуры и дополнительного образования на количество жителей города. По нормативам у нас должна быть еще одна Школа искусств. И мы планировали строить ее в Черёмушках. Но началась перестройка. В результате во все коллективы очередь, помещений не хватает и не хватает педагогов.

От автора:
Вот так: начали с частного случая и закончили необходимостью глобальных перемен. Может, и правда поберечь тех педагогов, которые есть, и дать им работать по-своему? Тогда не будет конфликта бумаг и творческой личности. Светлана Гурова пошла своим путем, не изменила себе, своей заданности. На будущий год «Ритмам планеты» 20 лет. В городе коллектив хорошо знают. Я сама была на ёлке мэра и Дне города в 2010 году, это было динамичное искромётное зрелище, мне как зрителю очень понравилось. Понравилось и многочисленным гостям города. Творческого человека трудно держать в рамках дисциплины, учебных планов и программ и очень трудно не завидовать, что ему дано и позволено чуть больше, чем остальным. Опускаю характеристики и комментарии в адрес Светланы, как не доказанные факты. В конце концов, у нас всех есть возможность проверить ее в деле — Новый год не за горами.

Галина АХСАХАЛЯН,
фото Эдуарда ЕГОРОВА.

6 комментариев к записи Театр танца «Ритмы планеты»:
гордость города или конфетка с нафталином?

Елена

30 октября 2013 в 16:04

Если человек работает в системе образования, то он должен этой системе подчиняться. Или пусть открывает свое частное заведение, где не будет планов, аттестаций, а только сюсюканье с детьми и левые концерты. И талант в данном случае не имеет никакого значения. Мало разве у нас талантливых, творческих педагогов, которые десятилетиями работают, не вступая ни в какие дрязги? Ехменина, Зябрикова - они хуже Гуровой? Не так талантливы и одухотворены? Тогда почему их выпускники поступают в лучшие вузы страны, стремясь продолжить дело своих педагогов?
В этом материале каждый говорил о том, что наболело: директор об административных проблемах, Суворина - о городских, родители, как им и положено, принимают сторону “обиженных” детей.
Но никто не попытался даже проанализировать, почему сложилось такое отношение к Гуровой. Вот предложили ей место для занятий и там и сям. а в результате почему-то и сям и там отказали.
Строить из себя сиротинушку, никем не понятую, очень выгодно бывает…

Галина

30 октября 2013 в 21:10

Спасибо за отклик! Я, честно говоря, даже не пыталась анализировать - не настолько погружена в ситуацию и не настолько знакома со Светланой Александровной. Когда мы разговаривали в январе после новогодней ёлки, в её голосе была неподдельная боль. Тогда я и узнала, что, скорей всего, из Школы искусств коллективу придется уйти, предлагала написать в газету, но никакой ясности не было, тема “зависла” и висела 10 месяцев.
Кстати, Школа искусств относится к сфере культуры. Только сейчас “Ритмы планеты” перешли в систему образования (этот аспект проблемы я даже трогать не стала - как и многое другое - иначе материал получился бы безразмерный).

Елена

31 октября 2013 в 7:03

Насколько я знаю, они все равно все работают по своим авторским программам. Планирования у них тоже никто не отменял. И вот теперь представим себе ситуацию: прекрасный школьный учитель, которого любят дети, потому что он для них - вечный праздник, проводит не уроки по учебникам, как и положено, а праздники и веселые игры каждый день. Понравится это детям? Безусловно. Руководству? Думаю, ответ понятен.

Галина

6 ноября 2013 в 16:28

Несколько поправок к материалу. Во-первых, педагогов музыкальной школы огорчила фраза “Мы все работаем не по программам”, которая бросает тень на их работу. У них есть Министерские программы, которые они обязаны выполнять, а кроме этого, и авторские программы, и опыт лучших педагогов России, который учитывается при разработке индивидуальных планов. Вот как может задеть слово “все”, которое я не проверила. Приношу свои извинения тем педагогам, чьи дети, занимаясь по программе, сдают экзамены и переходят из класса в класс. Это первое.
Второе. Есть в “Ритмах планеты” лауреаты и дипломанты, есть, говорят, даже лауреаты Гран-при. Тут меня ввели в заблуждение, хотя этот пункт я даже проверяла. Надо было проверить в двух-трех источниках, а не листать папки ДШИ с грамотами за три года. Как говорится, век живи, век учись. Учусь.

Вика

29 ноября 2013 в 18:18

Полностью присоединяюсь к мнению Елены. если есть рабочие планы, то надо по ним заниматься. И потом “Ритмы планеты” больше входят в аспект театра, чем хореографического ансамбля.

Аноним

29 ноября 2013 в 18:44

если мнение театралов послушать - то и до театра они не дотягивают.

Оставить комментарий

Добрый день!

Вы зашли на сайт начинающих и вполне себе начавших журналистов. Читайте, пишите комментарии и письма, участвуйте в опросах. При желании можно стать автором или фотографом сайта. Всё зависит от вас!

Опросы

Нужен ли Александрову краеведческий музей?

Посмотреть результаты

Загрузка ... Загрузка ...

Архив

Метки

Посетители

Вход

Партнёры

Что такое автоворонка продаж как сделать . Примеры,инструменты
advantfunnels.ru