9 мая 2007 | Путевые заметки | Просмотров: 3,307
Йеменский дневник Игоря Холопова
Неторопливому отдыху на раскрученных пляжах Египта и Турции александровский путешественник Игорь Холопов предпочитает поездки в те страны, которые кажутся непригодными для «цивилизованного» визита. Туда, куда редко ступает нога европейского туриста. Ни одно туристическое агентство не устроит туда тур. Кроме того, МИД России не советует посещать эти страны. Но почему именно туда тянет вольных путешественников? Просто в этих труднодоступных странах столько экзотики, уникальных природных явлений, первозданной природы, что путешествие там — это всегда путешествие эмоционального шока.
«Я путешествую больше 30 лет, меня трудно чем-то удивить, — говорит Игорь, — и если бы здесь было не интересно, я бы на Восток не ездил. Мне комфортно среди этих беззлобных и иногда наивных людей, живущих по законам шариата. Бандитизм и воровство сведены здесь практически к нулю. В Душанбе или Кабуле я свободно разгуливаю по ночным улицам, вспоминая родной Александров. Все эмоции, мистику я впитываю как губка. Успокаиваюсь, набираюсь мудрости… А через полгода опять тянет туда, в Азию».
Со своим мотоциклом Игорь побывал в Афганистане, Монголии и Иране. Нынешняя поездка, несколько модернизированная, должна была повторить иранское путешествие 2004 года. Но, почти неожиданно для себя, Игорь попал в другую страну.
Закрытая Персия
Любому вольному путешествию предшествует кропотливая работа по сбору информации. Собственные наработки и рекомендации друзей позволили обстоятельно подготовиться к путешествию. Время поездки должно было совпасть с праздником Навруз. Не потому, что хотелось праздника, а потому, что после Навруза в стране начинается непереносимая для нашей физиологии жара, и «мозги начинают капать на сапоги».
Спутниками Игоря должны были стать еще три человека из Александрова, Коврова и Ярославля. На этот раз решено было свои мотоциклы не брать, а совершить осмотр страны на местных средствах передвижения. Для чего был найден иранский мотозавод. Российские путешественники должны были испытать мотоциклы этого завода в Иране. Иранской стороне объяснили, что испытания будут проходить с целью возможности дальнейшего экспорта мотоциклов в Россию. Экспортировать, конечно же, эти мотоциклы никто не собирался, поскольку эта техника представляет собой модельный ряд 1970-х годов, разукрашенный «фенечками». Да еще законами шариата запрещено ездить на мотоциклах свыше 150 кубов (видимо, чтобы полиция всегда могла поймать потенциального мотохулигана). По словам Игоря, наш «Ковровец» по сравнению с иранским — орел. Но для поездки сгодились бы и такие маломощненькие мотоциклы.
Были собраны все документы, но вмешались американцы, которые назначали день и место бомбардировок иранских объектов. В посольстве нашим путешественникам заявили, что гарантировать накануне войны безопасность в стране им никто не может, а посему страна для них закрыта.
Перелом
По словам Игоря, для него это был психологический шок, его компаньоны скисли. Но настрой на поездку был, и были хорошие друзья. Один из таких друзей, проехавший, наверное, всю Европу и Азию автостопом, посоветовал съездить в Йемен. Сначала были сомнения по поводу отсутствия информации о стране и невозможности «тащить друзей в страну, в которой сам не был». Но постепенно добыли и информацию, и карты, и дневники автостопщиков, которые побывали в Йемене. Одна загвоздочка — для того, чтобы покататься на мотоцикле по Йемену, необходимо купить тур и забронировать место в отеле. Наши же путешественники хотели обойтись минимальными затратами и не ограничивать себя гостиничными рамками. Поэтому игнорирование поставленных условий изначально вылилось в весьма экстремальное путешествие. Да и к моменту вылета самолета путешественников осталось всего двое — Игорь Холопов и испытатель мотоциклов из Коврова Николай Тубаев.
О любви к бумажкам
Для облегчения передвижения по стране наши путешественники изготовили так называемые «дорожные грамоты» с описанием цели путешествия и цветными фотографиями участников, заверенные печатью несуществующей организации. Эта бумага, не имеющая никакой юридической силы, красиво исполненная на языке страны посещения, обычно оказывала безотказное действие. Но почему-то не сработала в Йемене. К тому же йеменцы почему-то не хотели понимать фразы из русско-арабского разговорника, купленного в Москве. Это был второй шок для россиян. Постепенно выяснилось, что хотя Йемен и арабская страна, но говорит на каком-то языковом ответвлении.
Русская гордость
По совету знакомого автостопщика визы были получены не в Москве, а «вклеены» по прилету в аэропорту государственной столицы Саны. Приятно было уже то, что за эту операцию с итальянцев взяли 70 долларов, а с русских только 30. В качестве подарка-бакшиша раздавали наши копеечки. Монетки шли на ура. В качестве сувенира вещь удобная — весит мало, а изображение красивое (человек на лошади).
Вообще, к русским в Йемене уважительное отношение. При слове «Россия» вспоминают Гагарина, автомат Калашникова. Любимая фраза на Востоке: «Россия — друг, Америка — плохо!». Большинство местных врачей — выпускники русских вузов.
Страна
Йемен расположен на юго-востоке Аравийского полуострова. Омывается водами двух морей: Красного н Аравийского. Пляжи как в рекламе «Баунти». Но в море купаться не принято, поэтому приходилось выискивать безлюдные уголки.
Колесо истории ломало эту страну со страшной силой. Страна непрерывно воевала. Видимо с тех самых пор в Йемене большая страсть к оружию. Обязательным атрибутом мужчин является кривой нож — джамбия, который носят обычно заткнутым за широкий пояс. А еще, по некоторым подсчетам, на каждого из 12 миллионов жителей страны приходится по пять единиц огнестрельного оружия. Оружие это редко пускают в дело, но оно всегда есть под рукой. Оружие не только демонстрирует защищенность, а еще помогает определить и социальный статус йеменца. Местная интеллигенция, к примеру, ходит с пистолетом Макарова.
Страна экзотична и по своему расположению, и по природе. Находясь на краю огромной Аравийской пустыни, эта горная страна всегда была лакомым кусочком для завоевателей. Не обошлось и без «советизации» Йемена. Отсюда своеобразная смесь культур, стилей, архитектуры. Близость Африки добавила, кроме культуры, и африканскую кровь в йеменских арабов. В древности — это Собейское царство, родина царицы Савской, которая за мудростью ездила к Соломону. Высочайшая культура, уникальнейшие сооружения, цветущая, благодатная страна — таким был древний Йемен. Когда среди барханов видишь тысячелетние развалины Марибской плотины с десятками сложнейших гидротехнических сооружений, а в горах сотни километров искусно сделанных террас на склонах, удивляешься трудолюбию и мастерству древних строителей. Гигантские глиняные небоскребы по 20 этажей, построенные сотни лет назад, до сих пор заселены. И поэтому туристы, посетившие страну, называют ее то «Арабским Тибетом», то «Ближневосточным Манхэттеном».
Мужчины и женщины
Местные мужчины весьма деятельны, но работает из них мало кто. Помимо юбки, ножей-джамбия на настоящем йеменце должен быть пиджак.
Женщины от взглядов сокрыты черными одеждами, в которых есть только небольшие прорези для глаз. Когда при покупке товара обнажают руки, видно, что на них много татуировок в виде растительного орнамента. В отличие от мужчин, йеменские женщины много работают. Попытки сфотографировать могут закончиться плачевно. Наших путешественников чуть не побили из-за этого.
Проверка маршрута
Еще в Москве, при изучении страны, был составлен маршрут, который начинался в столице Йемена, проходил через достопримечательные населенные пункты и заканчивался в начальной точке. Но маршрут «Золотого кольца Йемена» пришлось корректировать. Проблем с южной частью страны, подчиняющейся президентской власти, не было. Сложнее пришлось с северными территориями, которые контролирует один из оппозиционных шейхов. На въезде в эту часть страны стоят пулеметные доты и зенитные орудия. Бывает, что туристы становятся заложниками, но смертельной опасности в этом обычно нет. Заложники при этом — объект давления на президента страны. Ну, надо, к примеру, мост отремонтировать — возьмут пару итальянцев. Обращаются с ними как с дорогими гостями, но отпускают только после окончания ремонта.
Мотоциклы
По поводу местного транспорта. Железных дорог в стране нет. Автомобили имеются разные. Был обнаружен остов старого ЗИЛа, появившийся здесь во времена попытки советизации страны. От попытки купить мотоцикл пришлось отказаться по причине отсутствия возможности свободного передвижения по стране. Большинство мотоциклов в стране китайской сборки. Местные байкеры дружелюбны, но отдать в аренду на сутки свой любимый мотоцикл отказываются, даже за солидные по местным меркам деньги. Пришлось на одном сложном участке дороги с тяжелыми песками нанять пару мотоциклов.
Еда
Как в любой стране, в Йемене есть свои гастрономические особенности. Например, отсутствует такое понятие, как «суп». Хозяйки не готовят обед и никого не ждут к определенному времени. Едят руками, но для иностранцев вилка в местном общепите всегда найдется. Часто готовится печеная на углях рыба. Всегда поедается много овощей и фруктов. Мясо стоит дорого, поскольку Йемен — не животноводческая страна. Но козы встречаются часто. Одно из самых дешевых и вкусных блюд — баранья голова. В Казахстане такое блюдо дают самому дорогому или самому пожилому гостю. Привычные для россиян продукты (колбаса, сыр и теперь уже и мюсли) купить в маленьких городах нереально.
В Йемене кофе не растет
Когда-то Йемен был одним из главных производителей кофе, который по одному из портов на Красном море назывался «мокко». Но склонные к неспешной жизни йеменцы вырубили кофейные плантации, когда узнали, что растение кат требует сходных условий выращивания. Кат — это легкий наркотик, который в Йемене жуют все. Листья закладывают за щеку, подкладывая беспрестанно. Почти все мужское население ходит со здоровенными флюсами. В соседней Саудовской Аравии за употребление ката сажают в тюрьму на несколько лет. В Йемене чуть ли не на правительственном уровне заботятся о том, чтобы всем жителям страны досталась такая благодать. Однако обкуреных людей в Йемене нет.
А алкоголь в стране под запретом. Банка же безалкогольного пива — 7 долларов.
Для чего туда ехать
Конечно же, за экзотикой! В Йемен нужно ехать, чтобы удивиться. Здесь все пропитано древностью. Уникальные горные деревушки, буквально висящие на неприступных склонах, развалины величественных городов с колоннами и уникальной каменной кладкой без раствора. Песчаные дюны и цветущие оазисы, кокосовые пальмы и жаркое дыхание величественной пустыни. Чистейшая вода двух морей с удивительными коралловыми рифами. Километры безлюдных пляжей с ослепительным белым песком и ракушечником. Конусы вулканов с застывшей лавой и горячими источниками.
Но, конечно, вся экзотика ни к чему, если вам мил «матрасный» отдых где-нибудь на побережье Сочи (при этом поездка в Йемен обойдется в такую же сумму). Ну, а для тех, кто хочет останавливаться там, где захочет он, а не ваш туроператор, — добро пожаловать в Йемен, одну из самых удивительных арабских стран.
Эдуард Егоров,
фото из архива Игоря Холопова.